Балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева считается одной из самых ярких интерпретаций шекспировской трагедии. В челябинском театре нетленную историю любви воплотил хореограф-постановщик, народный артист России Юрий Клевцов.
Оформление спектакля разработал действительный член Российской академии художеств Дмитрий Чербаджи. На сцене размещается сложная двухуровневая конструкция из жестких декораций. «Эта установка меняет пространство за счет передвижения стенок, также мы используем видеопроекцию. Именно сочетание разных технологий позволяет нам создавать единый условный стиль, который интересен и понятен зрителю. Сегодня уже нет необходимости организовывать на сцене этнографический музей, напротив, нужно показать некий колорит Возрождения: знаки и символы той эпохи», – объясняет художник-постановщик Дмитрий Чербаджи.
Художница по костюмам Мария Высотская тоже пошла на эксперимент и предложила нестандартное решение. «Нам хотелось создать универсальную формулу «Ромео и Джульетты», и мы поставили перед собой задачу не упираться в какое-либо время, ведь эта история будет актуальна и через сто лет, поэтому в костюмах совмещается современный стиль одежды и элементы эпохи Возрождения», – говорит Мария Высотская.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая
Верона в ранний утренний час. Город просыпается. На одной из улиц сталкиваются два враждующих клана: Монтекки и Капулетти. Конфликт неизбежен – начинается драка. Раздаются тяжелые удары набата. Рок судьбы появляется в обличии герцога Вероны, он приказывает остановить междоусобицу: отныне тот, кто с оружием в руках затеет драку, будет предан казни.
Картина вторая
В комнате юная Джульетта готовится к первому в ее жизни балу, на котором она будет представлена гостям. Встретив любимую кормилицу, девушка вместе с ней продолжает веселиться. Их прерывают родители Джульетты. Степенно и строго мать велит дочери прекратить шалости, ведь она уже невеста – руки Джульетты просит достойный юноша Парис.
Картина третья
Во дворце Капулетти объявлен бал. Знать Вероны в праздничных одеждах направляется на торжество. Меркуцио с друзьями подговаривают Ромео проникнуть на бал, скрывшись под масками.
Картина четвертая
В зале дома Капулетти начинаются танцы. В движениях Джультетты раскрываются ее чистота, очарование, поэтичность. Вошедший Ромео не в силах оторвать от нее глаз. Меркуцио веселит гостей. Ромео подходит к Джульетте и взволнованно говорит о зародившемся в нем чувстве. Маска падает с его лица. Джульетта поражена красотой и благородством юноши, в ее сердце зажигается любовь. Тибальд, невольный свидетель этой сцены, узнает Ромео. Между ними возникает ссора. Когда гости расходятся, кормилица сообщает Джульетте, что Ромео принадлежит к клану Монтекки. Но это уже не волнует юную девушку.
Картина пятая
В лунную ночь влюбленные встречаются в саду. Джульетта вся во власти впервые вспыхнувшего чувства.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина шестая
Джульетта не в силах вынести даже самой короткой разлуки с любимым. Она просит кормилицу передать Ромео письмо. В поисках юноши кормилица попадает в самую гущу карнавального веселья, но все-таки выполняет поручение. Ромео, прочитав письмо, направляется в келью патера Лоренцо.
Картина седьмая
Площадь Вероны. Тибальд затевает ссору с Меркуцио и вызывает его на поединок. Появляются счастливые после венчания Ромео и Джульетта. В этот момент Тибальд наносит смертельный удар Меркуцио. Превозмогая боль, он пытается шутить, но не выдерживает и падает замертво. Не помня себя от горя, Ромео вступает в бой с Тибальдом и убивает его – закон нарушен, нужно бежать. Из дома Капулетти выбегает мать Джульетты. Она оплакивает убитого Тибальда.
Картина восьмая
Чтобы увидеться с любимой перед разлукой, Ромео тайком пробирается в комнату Джульетты. Близится рассвет, влюбленные прощаются. Утро. Входит кормилица, а вслед за ней – родители Джульетты. Они сообщают, что день свадьбы с Парисом назначен. Джульетта умоляет мать и отца пощадить ее, не принуждать к ненавистному ей союзу, но воля родителей непреклонна. Притворившись покорной, девушка дает согласие на брак с Парисом.
В отчаянии Джульетта прибегает к Лоренцо.
Картина девятая
Лоренцо дает Джульетте снадобье, выпив которое, она погрузится в глубокий сон, похожий на смерть. Только один Ромео будет знать правду – его должен известить Лоренцо.
Картина десятая
Джульетта возвращается домой и выпивает снадобье. Утром к девушке приходят подруги, чтобы нарядить ее к венцу, но находят невесту мертвой.
Картина одиннадцатая
Весть о смерти Джульетты доходит до Мантуи, куда бежал Ромео. Охваченный горем, он спешит в Верону. Лоренцо не успел рассказать Ромео правду.
Картина двенадцатая
Ночь.
В фамильной усыпальнице покоится Джульетта. На кладбище вбегает Ромео. Он припадает к гробнице, прощается с Джульеттой и выпивает яд. Джульетта просыпается. Увидев кладбище, она все вспоминает. Ее взгляд падает на умирающего Ромео, девушка бросается к своему возлюбленному. Прощаясь с ним, прощаясь с жизнью, Джульетта закалывает себя кинжалом.
К склепу подходят кланы Монтекки и Капулетти. В ужасе взирают они на мертвых Ромео и Джульетту.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этих фотографий, взятых с сайта театра... Если это Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!