У Москвы отношение к этому спектаклю особое: «Дон Кихот» – единственный великий классический балет, родившийся не в Париже и не в Петербурге, а в Москве. Фонтанирующая радость, дерзкое нарушение канонов, импульсивный темперамент и запредельно сложная техника сделали его образцом «московского стиля». Балетоведы называют спектакль визитной карточкой московского балета. За 140 лет он был показан на сцене Большого театра почти тысячу раз.
«Горячие, страстные дети счастливой Андалузии до безумия, до беспамятства увлекаются своими национальными танцами; ни устоять, ни усидеть не могут они на месте, когда начинается разгар этих и без того крайне бравурных танцев... Крик, взвизгиванья, хохот, бросание плащей под ноги танцовщиц, и забыта обыденная жизнь с ее невзгодами, – у толпы один только культ... страсть», – писал Петипа, в сердце которого любовь к Испании не остыла даже в восемьдесят пять лет.
Поводом для того, чтобы воссоздать в заснеженной Москве этот южный экстаз, стал знаменитый роман Сервантеса. Те, кто ждал от Петипа «серьезного драматического балета», был разочарован. Главными героями «Дон Кихота» стали Китри (Китерия) и Базиль (Басилио), герои одной из новелл романа. Их трудное счастье, обретенное с помощью побегов, обманов и переодеваний, превратилось в самую знаменитую балетную комедию. Балетоманы, пришедшие на премьеру 14 декабря 1869 года, и не требовали от спектакля большей близости к первоисточнику: балет в то время был «развлечение для глаз».
«Не хвастая, могу сказать, что я плясал и владел кастаньетами не хуже первейших танцоров Андалузии», – вспоминал в конце жизни Петипа. Свое обожание испанских танцев он вложил в «Дон Кихота», построив весь спектакль на национальных плясках: хоте, морене, зингаре, лоле, пляске чулосов и пикадоров, пляске испанских крестьян и пляске тореадоров.
Два года спустя хозяйственный балетмейстер перенес спектакль, пользовавшийся успехом в Москве, на сцену петербургского Большого театра. Правда, для этого его пришлось почти полностью переделать: в столице характерные танцы были не в почете, и любая уважающая себя прима должна была в первую очередь продемонстрировать чудеса классической техники. Поэтому автор непритязательной балетной музыки и постоянный сотрудник Петипа Людвиг Минкус вынужден был дописать для новой постановки пятый классический акт. В этом виде балет Петипа обрел статус классики.
Можно представить себе ярость самодержца русского балета, когда в 1900 году Александр Горский – мальчишка, посланный в Москву, чтобы осчастливить местных балетоманов постановкой спектаклей Петипа – осмелился перекроить «Дон Кихота»!
Не решившись полностью изменить казенные сценарий и музыку «Дон Кихота», Горский попытался придать ему логическую стройность. Он свел к минимуму классический танец. Здесь не только было мало «пуантов» – балетмейстер полностью сломал классическую геометрию, заявив: «...у меня направо танцуют одно, налево – другое, в глубине – опять третье». Горский работал с каждым артистом кордебалета, создавая индивидуальный рисунок его существования на сцене, чтобы добиться впечатления живой эмоциональной толпы.
Дирекции Императорских театров Владимира Теляковского над художественным оформлением спектакля работали два молодых художника – Александр Головин и Константин Коровин.
Выжженная солнцем желто-черно-красная Барселона, не имеющая ничего общего с привычной театральной испанщиной, стала идеальным местом действия для героев Горского.
Москвичей новый «Дон Кихот» поверг в шок. «Декадентство и невежество на образцовой сцене», – захлебываясь от возмущения, писали газеты. Репортеры, взывавшие к великим балетным теням прошлого, не догадывались, что именно эта редакция спектакля станет для русского балета хрестоматийной. На сцене Большого театра она шла до 1935 года и была показана 255 раз.
С той поры «Дон Кихот» неоднократно возобновляли, обновляли, реставрировали...
Анна Галайда
Пролог
Дон Кихот, начитавшись рыцарских романов, отправляется странствовать, чтобы громкими подвигами прославить свое имя. Оруженосцем он назначает преданного ему Санчо Пансу, человека трезвого и к мечтаниям не склонного.
Действие I
В Барселоне — праздничное оживление. Дочь трактирщика Китри любезничает с влюбленным в нее цирюльником Базилем. Отец Китри, Лоренцо, застав их вместе, прогоняет Базиля. Он хочет выдать дочь за богатого дворянина Гамаша. Цирюльник ей не пара, но Китри наотрез отказывается подчиниться воле отца.
В разгар веселья на площади появляются Дон Кихот со своим оруженосцем Санчо Пансой. Увидев трактирщика, Дон Кихот решает, что это владелец рыцарского замка, и почтительно приветствует его. Трактирщик отвечает Дон Кихоту тем же и приглашает его к себе. Санчо Панса остается на площади. Но когда молодежь пытается подшутить над ним, Дон Кихот спешит на помощь своему оруженосцу.
Увидев Китри, он принимает ее за прекрасную Дульсинею, которая являлась ему в мечтах и которую он избрал «дамой своего сердца». Но Китри уже нет. Она убежала с Базилем. Лоренцо, Гамаш и Дон Кихот отправляются ее разыскивать.
Действие II
Картина 1
Китри и Базиль скрываются в таверне. Приходят Лоренцо, Гамаш и Дон Кихот. Трактирщик хочет немедленно объявить о помолвке Китри и Гамаша, но Базиль, по уговору с Китри, разыгрывает сцену самоубийства. Китри «рыдает» над телом возлюбленного. Дон Кихот в благородном негодовании упрекает трактирщика в жестокосердии и, угрожая оружием, заставляет его согласиться на брак дочери с цирюльником. Базиль вскакивает. Ему уже ни к чему притворяться мертвым.
Картина 2
На поляне около мельницы раскинулся цыганский табор. Тут же расположился театр марионеток. Появляются Дон Кихот и Санчо Панса. Хозяин театра приглашает Дон Кихота посмотреть спектакль. Дон Кихот взволнованно следит за ходом пьесы и, забывая, что это театр, бросается на сцену, чтобы с оружием в руках защитить обиженных. Он ломает подмостки, расшвыривает кукол, а увидев мельницы, принимает их за злых волшебников, которых должен поразить. Но, зацепившись за мельничное крыло, он поднимается в воздух и падает на землю.
Картина 3
Израненный Дон Кихот и Санчо Панса в лесу. Дон Кихоту кажется, что лес полон чудищ и великанов. Санчо Панса укладывает Дон Кихота спать, а сам убегает за помощью. Дон Кихоту снится, что он видит Дульсинею, «даму своего сердца», окруженную дриадами и амурами.
Санчо Панса приводит герцога и герцогиню, охотившихся в лесу, и умоляет их помочь охваченному мечтами Дон Кихоту. Господа приглашают странствующего рыцаря к себе в замок.
Действие III
Замок герцога. Все готово к торжественному приему Дон Кихота. Герцог и герцогиня узнали от Санчо Пансы счастливую историю любви Китри и Базиля и любезно позволили справить их свадьбу в своем замке. Дон Кихота и Санчо Панса просят занять почетные места. Проходит торжественное шествие. Увидев Китри, Дон Кихот вновь узнает в ней «даму своих грез». Но герцог и Санчо Панса убеждают его, что это та самая дочь трактирщика, которой он помог соединиться с возлюбленным Базилем. Праздник продолжается. Все благодарят доблестного рыцаря и его верного оруженосца.
Действующие лица
Китри
Базиль, цирюльник
Дон Кихот, странствующий рыцарь
Санчо Панса, его оруженосец
Подруги Китри: Жуанита и Пиккилия
Гамаш, богатый дворянин
Тореадор
Уличная танцовщица
Мерседес
Лоренцо, отец Китри
Жена Лоренцо
Герцог Герцогиня
Дульцинея
Повелительница дриад
Амур
Три дриады
Четыре дриады
Автор фотографий – Дамир Юсупов.