В 1900 году Александр Горский осуществил в Большом театре редакцию «Дон Кихота» в постановке Мариуса Петипа (1869), дополнив ее своими танцевальными решениями. Но Петипа в своих мемуарах обвинил молодого постановщика в плагиате, отчего театроведы до сих пор спорят об аутентичности хореографии Горского.
В отличие от литературного первоисточника Мигеля де Сервантеса в балете героями являются не рыцарь печального образа и его оруженосец, а дочь трактирщика Китри и ее возлюбленный — цирюльник Базиль.
Над постановкой в Перми работала солистка Большого театра Юлиана Малхасянц. Образ горячей Испании, в изобилии представленный характерными танцами, довершен декорациями Андрея Злобина в стиле старинных черно-белых книжных гравюр.
ПРОЛОГ
Дон Кихот, начитавшись рыцарских романов, отправляется странствовать по свету в поисках приключений. Своим оруженосцем он назначает преданного Санчо Пансу, человека рассудочного и к мечтаниям не склонного.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
На площади Барселоны праздничное оживление. Дочь трактирщика Китри любезничает с влюбленным в нее цирюльником Базилем. Отец Китри, Лоренцо, увидев их вместе, прогоняет Базиля. Он хочет выдать дочь за богатого дворянина Гамаша. Цирюльник ей не пара, но Китри наотрез отказывается подчиниться воле отца.
В разгар веселья на площади появляется Дон Кихот с Санчо Пансой. Увидев трактирщика, Дон Кихот решает, что это владелец рыцарского замка, и почтительно приветствует его. Трактирщик отвечает Дон Кихоту тем же и приглашает его к себе. Санчо Панса остается на площади. Но когда молодежь пытается подшутить над ним, Дон Кихот спешит на помощь своему оруженосцу. Увидев Китри, он принимает ее за прекрасную Дульцинею, которая явилась ему в мечтах и которую он избрал «дамой своего сердца». Но Китри уже нет. Она убежала с Базилем. Лоренцо, Гамаш и Дон Кихот отправляются ее разыскивать.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина первая
Китри и Базиль скрываются в таверне. Здесь их находят преследователи. Трактирщик хочет немедленно объявить о помолвке Китрии Гамаша. Но Базиль, по уговору с возлюбленной, разыгрывает сцену самоубийства. Дон Кихот в благородном негодовании упрекает трактирщика в жестокосердии и, угрожая оружием, заставляет его согласиться на брак дочери с цирюльником. Базиль поднимется на ноги — ему уже ни к чему притворяться мертвым.
Картина вторая
На поляне, около мельницы, раскинулся цыганский табор. Старый цыган приглашает Дон Кихота посмотреть танец. Дон Кихот взволнованно следит за движениями цыганок и, забывшись, принимает за врага ветряную мельницу. Он бросается к ней,чтобы с оружием в руках защитить «обиженных», но крыло мельницы опрокидывает идальго на землю.
Картина третья
Густой лес. Санчо ведет пострадавшего Дон Кихота. Путники решают передохнуть и делают привал. Дон Кихоту снится царство дриад, в котором амур показывает ему Дульцинею — даму его сердца. Сон Дон Кихота прерывают звуки охотничьих рогов. В лес на охоту выехали герцог и герцогиня. Они приглашают странствующего рыцаря к себе в замок на праздник.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Замок герцога. Всё готово к торжественному приему Дон Кихота. Герцог и герцогиня узнали от Санчо Пансы счастливую историю любви Китри и Базиля и любезно предложили им справить свадьбу в своем замке. Дон Кихота и Санчо Пансу просят занять почетные места. Начинается празднество, на котором Китри и Базиль танцуют вместе, а гости исполняют фанданго.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этих фотографий, взятых с сайта театра... Если это Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!