Предыстория спектакля Вайнонена такова.
В отличие от двух других балетов П.И. Чайковского – «Спящей красавицы» и «Лебединого озера», «Щелкунчик» к 1930-м гг. не имел канонического варианта хореографии.
Первая постановка Л.И. Иванова (1982) шла на петербургской/петроградской сцене до середины 1920-х гг. В 1923 г. Ф.В. Лопухов возобновил ее со значительными переделками, в том числе заново сочинил «Вальс снежных хлопьев». Это возобновление не удержалось на сцене, и после него советские театре уже не обращались к хореографии Иванова.
Совсем недолго существовал в репертуаре московского Большого театра «Щелкунчик» А.А. Горского (первая редакция – 1919 г., вторая – 1922 г.).
Оригинальный спектакль Лопухова, осуществленный им в ленинградском государственном театре оперы и балета в 1929 г., подвергся разгромной критике и прошел считанное число раз.
В 1930-х гг. перед Вайноненом встала задача создать именно классического «Щелкунчика», как бы восполнить пробел в наследии XIX века. Эту задачу он решил, обратившись к формам академического спектакля 1890-х гг., времени написания партитуры, и к академической же лексике классического и характерного танца, которую он аккуратно обновлял, вводя более сложные поддержки и виртуозные движения, появившиеся позже.
Премьера «Щелкунчика» Вайнонена в ленинградском ГАТОБ состоялась 18 февраля 1934 г. Поначалу работу балетмейстера критиковали, говорили о механическом использовании им традиционных приемов, но далее спектакль оценивали все более и более высоко, постепенно признав его частью балетной классики.
В 1939 г. Вайнонен поставил балет в Большом театре, с частичными переделками. Впоследствии к этой версии «Щелкунчика» обращались многие театры и школы. Автор нередко лично занимался переносом, совершенствуя от редакции к редакции хореографию. Из-за этого некоторые фрагменты существуют в различных авторских редакциях.
Сегодня спектакль Вайнонена продолжает жить на сцене петербургского Мариинского театра, входит в репертуар Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой и Московской государственной академии хореографии, исполняется другими театральными труппами и хореографическими училищами.
Галкин АндрейАКТ 1
Картина первая
Зимний вечер. Улица немецкого городка. К Штальбаумам один за другим собираются гости. Последним идет Дроссельмейер — старик-чудак — друг детей.
Картина вторая
Зал в доме Штальбаумов. Елка. Все готово. Влетает веселая ватага ребят. Игрушки, расставленные кругом; на ни надписи, указывающие кому какая игрушка предназначена.
Детей ведут в столовую. В дверях они сталкиваются с Дроссельмейером, переодетым карликом. Дети заинтригованы. А карлик окончательно завоевывает их внимание, показывая за ширмами представление "Петрушки".
"Щелкунчик влюблен в принцессу, но ее преследует крысиный король. Принцесса в ужасе, Щелкунчик приходит ей на помощь и избивает короля".
Из-за ширмы появляется Дроссельмейер. Карлик исчез. В глазах детей Дроссельмейер — маг и волшебник. Дети просят еще фокусов. Дроссельмейер с детьми идет к двери, распахивает ее — за дверью стоит неподвижно механическая кукла-негр.
Он раздвигает толпу родителей: за ними — старинная механическая куколка. Поиски продолжаются. Лакеи убирают ширмы. И дети видят: кукла-паяц.
Каждая кукла начинает танцевать..
Последнее чудо. Кукол закрывают ширмой и они там исчезают.
Гости расходятся по комнатам. Маша просит Дроссельмейера подарить ей Щелкунчика, который произвел на нее большое впечатление своей храбростью, освобождая принцессу. Дроссельмейер достает из чемодана Щелкунчика, подает одну руку куклы Маше, вторую берет сам, и они танцуют втроем.
Фриц, подсматривающий за сестрой — Машей, — в большой претензии за то, что ему тоже не подарили игрушку. Он хватает Щелкунчика, тянет его из рук Маши и отрывает кукле голову. Маша плачет. Дроссельмейер утешает Машу, делает несколько легких движений, и кукла отремонтирована. Маша счастлива, гладит Щелкунчика. Дроссельмейер уходит.
Обиженный Фриц из мести за свои унижения вытаскивает из чемодана другую куклу — отвратительного крысиного короля — и пугает им Машу.
Все гости прощаются. Детей тоже отправляют спать. Няня гасит праздничные огни. Темнеет.
АКТ 2
Картина первая
Маша забыла Щелкунчика в зале и идет туда. Устав от волнений, она опускается в кресло и засыпает.
СОН МАШИ
Снится Маше, что приходит Карлик и вызывает мышь, которая зовет других мышей. Маша в ужасе.
Мыши выстраиваются в два ряда вдоль сцены и падают ниц, встречая повелителя. Сначала идут придворные мыши, торжественно несущие громадный меч. А затем из-под половицы медленно вырастает мощная фигура крысиного короля.
Вдруг появляется Щелкунчик. Но достаточно королю взмахнуть плащом и Щелкунчик падает. Щелкунчик трубит сигнал сбора и появляется войско: конница, пехота. Начинается бой. Успех склоняется в пользу мышей. Еще миг — и Щелкунчик погибнет. Маша кидает башмак в толпу мышей. Солдаты вслед бросаются в бой и теснят их. Щелкунчик оказывается напротив короля. Король поднимает громадный меч, чтобы сразить Щелкунчика. Но Щелкунчик успевает ударить и ранить его. Силы оставляют короля, он падает и проваливается.Маша бежит к Щелкунчику. И, о чудо! Щелкунчик превращается из урода в красивого принца!
Следует небольшой дуэт Маши и Принца — лирическое адажио. Здесь место ученицы впервые занимает взрослая балерина.
Картина вторая
Пустынная местность. В воздухе начинают мелькать снежинки. Под аккомпанемент хора они кружатся, танцуют. "Вальс снежинок".
Вальс заканчивается. Щелкунчик ведет Машу в игрушечный магазин.
АКТ 3
Картина первая
Лавка игрушек. Здесь таинственный карлик (переодетый Дроссельмейер) подшучивает над Машей, как бы в очередной раз испытывая ее, пока Щелкунчик-принц не прогоняет его.
Игрушечная лавка преображается, начинается праздник. Танцы начинаются испанским танцем. Затем идут восточный танец, детское трио (танец пастушков), китайский танец и трепак.
Характерные танцы сменяются Розовым вальсом.
За ним — па-де-де Маши и Щелкунчика. Маша танцует адажио в сопровождении первого солиста и четырех партнеров. В вариации ей в музыке солирует челеста.
Завершает картину третьего акта кода — традиционный прием заключительного показа всех участников и их сценических партий в балете.
Вдруг танец обрывается. Щелкунчик застывает — и всё исчезает.
Сон окончен.
Картина вторая
Эпилог
В финале зритель видит спящую девочку. Ламповщик гасит уличные фонари...
Маша, снова маленькая девочка, просыпается в смятении, обнаруживает, что все чудеса ей приснились, находит игрушечного Щелкунчика, и радостно прижимает его к себе.
-----------
*) В постановке "Вальса снежинок" Вайнонена можно ощутить влияние хореографии Льва Иванова. При этом содержание и логика "Вальса снежных хлопьев" Л. Иванова и "Вальса снежинок" Вайнонена — различны. У Иванова — опорные композиционные фигуры, финальная группировка. Снежинки в балете Вайнонена порхают и кружатся, словно подгоняемые ветром, то поодиночке, то по две, то целой массой и, затем, снежинки уносятся "ветром".
Либретто спектакля 21.03.1954
Действие I
Вечер. В канун Рождества на улице оживленно, празднично. Большой, ярко освещенный дом Штальбаума. Среди приглашенных на елку – старый чудак, изобретатель и мастер игрушек, друг детей Дроссельмейер.
Празднично украшена гостиная в доме Штальбаума. Собираются гости. Входит Дроссельмейер, он несет с собой подарки. Все готово к началу праздника. Вбегают дети. Начинается игра в жмурки. В ней принимает участие Дроссельмейер. Ему завязывают глаза. Первой попадается зазевавшаяся маленькая дочка Штальбаума Маша.
После игр начинаются танцы. Затем Дроссельмейер в костюме чародея показывает свои фокусы и кукольное представление: «Принцессу хочет похитить мышиный король, но отважный Щелкунчик убивает мышиного короля и спасает принцессу».
Дроссельмейер неистощим на выдумки. Он заставляет танцевать для детей заводные игрушки: паяца, куклу, негра. Но больше всех Маше нравится Щелкунчик. Франц отнимает у Маши Щелкунчика, у него в руках остается только оторванная голова куклы. Дроссельмейер быстро чинит Щелкунчика. Маша ласкает и успокаивает обиженного любимца.
Поздно, гостям пора расходиться. Праздник завершается танцами. Маша прощается со Щелкунчиком, огни на елке гаснут. Няня уводит Машу спать.
Действие II
Маша ложится в кроватку и засыпает. Она видит сон, будто мыши занимают гостиную. Во главе их сам Король мышей. Щелкунчик во главе войска оловянных солдатиков идет в атаку. Маша следит за ним. Преодолевая страх, в решительный момент схватки она бросает свою туфельку в Короля мышей. Это спасает Щелкунчика. Король мышей побежден, он исчезает вместе со своим войском.
Дроссельмейер превращает Машу и Щелкунчика в прекрасных принцессу и принца. Их подхватывает снежный вихрь, и начинается путешествие в сказочную страну.
Действие III
Маша и Щелкунчик плывут на корабле по сказочной реке. Щелкунчик разгоняет летучих мышей, открывая путь на волшебный остров. Начинается праздник. Маша и Щелкунчик счастливы. Они танцуют и веселятся вместе со всеми.
Эпилог
Маша спит в своей кроватке. Скоро утро. Волшебный сон кончился. Маша просыпается.
Сцены 1-го акта. Декорация Н.Я. Селезнева (два фото).
Три персонажа кукольного театра: Паяц – А.И. Пушкин, Негр – Н.А. Зубковский, Куколка – Е.В.
Ширипина
Дроссельмейер – М.М. Михайлов
Дроссельмейер – В.И. Пономарев, Маша – ученица Хореографического училища.
Король мышей – М.М. Михайлов
Сцена баталии. Постановка В. Вайнонена 1934 г
Вальс снежинок. Постановка В. Вайнонена 1934
Источник фото.
Фото из книги Г.Н. Добровольской "Щелкунчик" за исключением двух последних, которые взяты:
https://vatnikstan.ru/culture/balet-shhelkunchik/
Государственный академический Мариинский театр
Санкт-Петербургский государственный академический театр балета им. Л. Якобсон
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этих фотографий, взятых с сайта театров... Если это Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!