Балет «Дон Кихот» на музыку Людвига Минкуса поставлен выдающимся хореографом Мариусом Петипа в 1869 году в Большом театре. В 1871 году в Мариинском театре состоялась премьера новой редакции балета «Дон Кихот» в постановке М. Петипа. В новой версии балет «приблизился к схеме «великолепного спектакля», насыщенного классическими танцами. Судьбу такого спектакля стало определять качество исполнения самих танцев, мастерство танцовщиков, эмоции, которые они вкладывали в создаваемый образ.
В 1900 году ученик Петипа Александр Горский заново поставил «Дон Кихот» в Большом театре. Этот балет стал одной из лучших работ хореографию М. Петипа. А. Горский использовал смелые приемы режиссуры. Каждый исполнитель имел свою игровую задачу. Балет жил по законам драмы, и танец – кордебалетный и сольный – рождался из стихии всеобщего веселья. И главные, и второстепенные герои стали частью единого целого драматургического действа, происходящего на сцене. Жизнерадостная, солнечная стихия танцев сохранила его в репертуаре театра до наших дней.
В Красноярском театре «Дон Кихот» впервые был поставлен в 1979 году. Сегодня вниманию зрителей предлагается четвертая сценическая редакция этого балета.
I действие
Дон Кихот читает книгу, описывающую похождения средневековых рыцарей, и представляет себе турнир, на котором благородные вельможи сражаются во имя прекрасной «дамы сердца». Крики и шум пробуждают Дон Кихота, отбиваясь от крестьянок, преследующих его за воровство. Дон Кихот прогоняет женщин из своего дома. Санчо Панса благодарит за спасение. Дон Кихот рассказывает ему о своем намерении отправится странствовать по свету и предлагает Санчо стать оруженосцем. Дон Кихот показывает ему свое вооружение. Но у него нет рыцарского шлема. Как быть? Без шлема ехать нельзя. Тогда Дон Кихот берет тазик для бритья и надевает его на голову. Он облачается в старинные латы, вооружается громадным копьем и приглашает оруженосца в путь.
Площадь в Барселоне. Юная Китри и ее возлюбленный – Базиль веселятся с друзьями. Появившийся отец Китри – Лоренцо пытается внушить дочери, что бедняк Базиль – не пара для нее, и он запрещает дочери встречаться с ним. На площади появляется Гамаш, которую отец прочит дочери в женихи. Его нелепые манеры и поведение вызывают насмешки у горожан. Трактирщик принуждает дочь принять ухаживание Гамаша. Девушке удается сбежать от надоедливого жениха.
Приходят уличная танцовщица, тореадоры и Эспада. Народ приветствует своих любимцев.
На площадь приходят Дон Кихот и Санчо Панса. Лоренцо приглашает странников в трактир. Девушки вовлекают Санчо в игру и потешаются над ним. Дон Кихот спасает верного друга от насмешек. Рыцарь очарован красотой Китри. С помощью Санчо он устраивает суматоху и помогает влюбленным скрыться. Лоренцо и гамаш пускаются в погоню за ними.
II действие
Кабачок, куда собираются участники праздничного гулянья. Сюда же прибегают Китри, Базиль и их друзья. Внезапно появляются Гамаш и Лоренцо. На этот раз влюбленным не удается ускользнуть. Отец Китри требует, чтобы дочь вышла замуж за Гамаша. Базиль понимает, что Лоренцо никогда не даст согласие на брак с Китри, и решается на хитрость. У всех на глазах несчастный возлюбленный «закалывается». Китри умоляет отца исполнить предсмертную просьбу дочери. Внезапно Базиль «оживает». Его смерть была ловкой инсценировкой. Лоренцо вынужден покориться желанию дочери.
Дон Кихот остается один и снова погружается в чтение книги. Фантастические образы романа оживают в его воображении. Он сражается с ними, но приход Санчо возвращает его к реальности.
Площадь в Барселоне. Лоренцо принимает поздравления от пришедших на свадьбу гостей. Среди собравшихся – подруги Китри Жуанита и Цикалия, тореадор Эспада и уличная танцовщица, Мерседес, Гамаш, Дон Кихот и Санчо прощается со всеми. Рыцарь и его оруженосец снова отправляются в путь, готовые в любую минуту прийти на помощь несчастным и обездоленным.
Фото с сайта театра.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этих фотографий, взятых с сайта театра... Если это Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!