Кастаньеты, гитары, тамбурины, плащи, веера, клинки; болеро, сегидилья, фанданго; парад тореадоров на барселонской площади, сон в виде Большого классического па, финальный залп тридцати двух фуэте — и рыцарь с тазом на голове, который путешествует из картины в картину. Так «Дон Кихот» выглядит уже полтора века: хореограф Мариус Петипа сочинил это испанское каприччио с музыкой Людвига Минкуса в 1869 году.
31 год спустя Александр Горский поставил нового «Дон Кихота», взяв сценарий Петипа и музыку Минкуса. Спектакль оформили Константин Коровин и Александр Головин: впервые в балете живописное движение цвета было неразрывно связано с движением танцовщиков. Для русского балета наступила новая эпоха, а постановка Горского стала прототипом почти всех балетных «Дон Кихотов» мира.
Для премьеры в Урал Балете было решено максимально очистить балет Горского от советских наслоений и вернуть ему изначальный облик, используя эскизы Головина и Коровина. Это не реконструкция спектакля 1900 года, — но попытка воссоздать его образ во всех красках.
Пролог.
Комната Дон Кихота Самсон Караско завешивает обоями книжный шкаф Дон Кихота, Антонина прячет его картонные доспехи. Входит Дон Кихот, погруженный в чтение рыцарского романа, направляется к шкафу с книгами и, не найдя его, решает, что книги похитил злой волшебник. Ему грезятся картины из прочитанных романов, одно из видений — Дульцинея, воображаемая дама его сердца. В окно влезает Санчо Панса, слуга Дон Кихота, преследуемый крестьянками, у которых он украл курицу. Дон Кихот прогоняет женщин и предлагает Санчо стать его оруженосцем и отправиться в странствия.
Акт первый
Картина первая. Торговая площадь в Барселоне
Китри, дочь трактирщика Лоренцо, встречается со своим возлюбленным, цирюльником Базилем. Трактирщик застает их и прогоняет Базиля. Богатый дворянин Гамаш просит у Лоренцо руки его дочери и сразу получает согласие. Начинаются игры и танцы тореадоров, которые прерывает появление Дон Кихота и Санчо Пансы. Рыцарь принимает трактирщика за владельца замка, а Китри — за Дульцинею, которую колдуны обратили в простолюдинку. Танцы возобновляются, и Китри с Базилем незаметно убегают. Дон-Кихот вместе с Гамашем и Лоренцо отправляется в погоню.
Акт второй
Картина вторая. Испанский кабачок
Китри с Базилем присоединяются к веселью в кабачке. Приходят Лоренцо, Гамаш и Дон Кихот. Трактирщик отыскивает дочь и решает сейчас же устроить их с Гамашем свадьбу. Врывается Базиль в траурном костюме и упрекает Китри в измене, а затем ранит себя опасной бритвой. Китри умоляет, чтобы ее обвенчали с Базилем хотя бы перед смертью возлюбленного. Гамаш не соглашается, и Дон Кихот вызывает его на поединок. Гамаша выталкивают из таверны, Лоренцо благословляет брак дочери с умирающим цирюльником. Базиль вскакивает, невредимый, и убегает с невестой.
Картина третья. Среди мельниц
Труппа странствующих цыган на отдыхе. Сюда приходят Базиль и Китри, а затем приезжает Дон Кихот, который воображает хозяина труппы королем. В честь рыцаря начинается представление театра марионеток. Дон Кихот принимает кукольных солдат за настоящих и крушит подмостки.
Появляется луна, в которой рыцарь узнает плачущую Дульцинею. Начинается гроза, и луна исчезает. Дон Кихот решает, что ее похитил крылатый великан, и бросается с мечом на мельницу.
Картина четвертая. Заповедный лес
Картина пятая. Сад Дульцинеи
Картина шестая. Герцогская охота
Изможденные Дон Кихот и Санчо Панса останавливаются в лесу на отдых. Рыцарь засыпает: во сне он борется с лесными чудовищами, затем видит сад, в котором Дульцинею окружают амуры и дриады. Раздаются звуки охотничьих рогов, и на поляну входит герцог со свитой. Он приглашает Дон Кихота к себе во дворец.
Акт третий
Картина седьмая. Парк при дворце герцога
Ночной праздник в честь Дон Кихота. Появляется клетка с плененной Дульцинеей: чтобы освободить ее, нужно сразиться с Рыцарем Серебряной Луны. Дон Кихот проигрывает битву. Оказывается, что Дульцинею изображала Китри, а Рыцаря Серебряной Луны — Самсон Караско: он заставляет Дон Кихота сложить доспехи и вернуться к себе в деревню. Праздник продолжается: Базиль и Китри празднуют свадьбу.
Автор фотографий – Ольга Керелюк на сайте театра.