В 1869 году хореограф Мариус Петипа (1818 – 1910) предложил Людвигу Минкусу, бывшему в то время профессором Московской консерватории по классу скрипки, написать музыку к балету «Дон Кихот», сценарий которого он разработал сам. Петипа задумал балет на сюжет, почерпнутый из романа М.Сервантеса «Дон Кихот» и не раз воплощенный на балетной сцене. С XVIII века во многих театрах Европы шли спектакли под этим названием на музыку разных композиторов. Однако в них использовался не сам знаменитый роман Сервантеса, а лишь вставные новеллы о свадьбе богача Камачо (во французском варианте – Гамаша) и о Китерии и Басильо (главы XX и XXI второго тома романа). Петипа тоже использовал именно этот вставной сюжет.
Музыка была написана быстро, и 14 декабря 1869 года в московском Большом театре состоялась премьера комического спектакля, в котором лишь Дульцинея исполняла чисто классический танец, остальные же герои были представлены танцами характерными. В 1871 году для постановки в столичном Большом Каменном театре Петипа сделал новую редакцию балета. «Дон Кихот» – одно из лучших творений Петипа. Много странствовавший по городам Испании, проникшийся духом и традициями танцевального фольклора этой страны, хореограф сумел воплотить на сцене все его богатство и своеобразие. Великий мастер создал яркий праздничный спектакль, навечно вошедший в классику жанра.
Известно, что в 1900 году новую хореографическую редакцию балета осуществил только что окончивший Петербургское театральное училище Александр Горский (1871 – 1924). В дальнейшем свои редакции этого балета, значительно отличающиеся от первоначальной версии, создавали другие хореографы, в частности Алексей Ратманский и Борис Эйфман.
Пролог
Дон Кихот, начитавшись рыцарских романов, описывающих похождения средневековых рыцарей, отправляется в поход странствовать, чтобы громкими подвигами прославить своё имя. Оруженосцем он просит быть преданного ему Санчо Панса, человека трезвого и к мечтаниям не склонного.
Действие первое
В Барселоне – праздничное оживление. Дочь трактирщика Китри любезничает с влюбленным в неё цирюльником Базилем. Отец Китри Лоренцо, увидев их вместе, прогоняет Базиля. Он хочет выдать дочь за богатого дворянина Гамаша. Цирюльник ей не пара, но Китри наотрез отказывается подчиниться воле отца.
В разгар веселья на площадь выходит Дон Кихот со своим оруженосцем Санчо. Увидев трактирщика, Дон Кихот решает, что это владелец рыцарского замка, и почтительно приветствует его. Трактирщик отвечает Дон Кихоту тем же и приглашает его к себе. Санчо Панса остается на площади. Но когда молодежь пытается подшутить над ним, Дон Кихот спешит на помощь своему оруженосцу. Увидев Китри, он принимает её за прекрасную Дульцинею, которая являлась ему в мечтах и которую он избрал «дамой своего сердца». Но Китри уже нет. Она убежала с Базилем. Лоренцо, Гамаш и Дон Кихот отправляются её искать.
Действие второе
Картина первая.
Китри и Базиль скрываются в таверне. Появляются Лоренцо, Гамаш и Дон Кихот. Трактирщик хочет немедленно объявить о помолвке Китри с Гамашем, но Базиль, по уговору с Китри, разыгрывает сцену самоубийства. Китри «рыдает» над телом возлюбленного. Дон Кихот в благородном негодовании упрекает трактирщика в жестокосердии и угрожает оружием. Он заставляет Лоренцо согласиться на брак дочери с цирюльником. От радости Базиль вскакивает. Ему уже ни к чему притворяться мертвым.
Картина вторая.
Дон Кихот и Санчо Панса в лесу. Рыцарю кажется, что лес полон чудовищ, великанов и фей. Он видит Дульцинею, «даму своего сердца», окруженную дриадами и амурами. Санчо Панса спит. Его будит звук охотничьего рога. Это герцог и герцогиня выезжают на охоту. Санчо умоляет их помочь охваченному бредовыми мечтами Дон Кихоту. Господа не прочь потешиться над чудаком и приглашают Дон Кихота к себе в замок.
Действие третье
Замок герцога. Всё готово к торжественному приему «странствующего рыцаря». Церемониймейстер вводит Китри и Базиля. Китри должна исполнить роль Дульцинеи, а Базиль – роль «неизвестного рыцаря». Дон Кихота и Санчо просят занять почетные места. Проходит торжественное шествие. Несут «зачарованную Дульцинею». Увидев «даму своего сердца», Дон Кихот встает и направляется к ней. Он хочет освободить её от чар. Но для этого ему нужно сразиться с «неизвестным рыцарем». Дон Кихот обнажает меч. Поединок начинается, и в пылу сражения, запутавшись в своих шпорах, Дон Кихот падает. «Неизвестный рыцарь» уводит Дульцинею. Герцог и придворные хохочут. Свадебное веселье продолжается.
Фото с сайта театра.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этой фотографии, взятой с сайта театра... Если это Ваша работа или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!