"«Баядерка» – один из самых знаменитых балетов русской императорской сцены. Творение Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса и либретто Сергея Худекова увидело свет в 1877 году и быстро обрело популярность. Все великие балерины мечтали танцевать главную партию балета – баядерку Никию. Здесь можно было блеснуть и безупречностью техники, и кантиленой танца. Трагическая история любви позволяла примам императорского, а потом и советского балета во всей красе представить свой драматический дар.
Украшением «Баядерки» стала картина «Тени», ставшая примером высшей гармонии на балетной сцене. Популярность «Теней» сравнима разве что с «белыми картинами» «Лебединого озера». Все последующие редакции балета, которых было немало в ХХ веке, при любых нововведениях и изменениях старались максимально сохранить «Тени» в неприкосновенности.
Выдающаяся балерина Наталья Макарова поставила свою версию «Баядерки» в 1980 году. Она не так помпезна и густонаселена, как первоисточник, но сохраняет все главные достоинства шедевра Петипа. Редакция Макаровой оказалась столь успешной, что ее взяли на вооружение многие европейские театры."
АКТ I
Сцена 1. Священный лес, окружающий храм
Воины, возвращающиеся с охоты на тигра, сопровождают Солора, самого благородного и отважного воина в округе. Солор просит на время оставить его одного, чтобы вознести молитву Священному Огню, но как только его свита удаляется, он призывает главного факира, Магдавею, и просит устроить ему свидание с баядеркой Никией. Их разговор прерывается появлением священников и Великого брамина, который приказывает Магдавее собрать всех факиров для подготовки праздника Священного Огня. Появляются баядерки, и среди них Никия, избранная пройти обряд посвящения и стать глав- ной баядеркой. Великий брамин потрясен ее кра- сотой и признается ей в любви. Никия, однако, отвергает чувство человека, посвятившего себя Богу. Великий брамин глубоко уязвлен пренебрежением его любовью. Начинается праздник, храмовые танцовщицы приносят воду факирам, и Магдавея пользуясь случаем передает Никии послание Солора. Никия соглашается на свидание, однако спешит расстаться с Магдавеей, опасаясь подозрений Великого брамина. Церемония заканчивается, участники скрываются в храме. Магдавея призывает Солора и просит его скрыться в лесу, пока не вернется Никия. Она скоро появляется, и влюбленные клянутся в вечной любви перед Священным Огнем. Незамеченный Никией и Солором, Великий брамин становится свидетелем этой сцены, и после того как Магдавея разлучает влюбленных, в ярости призывает богов помочь ему погубить Солора.
Сцена 2. Комната во дворце
Во дворце происходит чествование Солора. Рад- жа объявляет собравшимся, что в награду за до- блесть Солор получает руку его дочери Гамзатти. Он подводит свою дочь к Солору и откидывает вуаль. Солор поражен ее красотой. Несмотря на клятву вечной любви, данную Никии, Солор не может устоять перед красотой Гамзатти и перед требованиями Раджи. Праздник в честь помолвки Солора и Гамзатти прерывается появлением Великого брамина. Он требует разговора с Раджой с глазу на глаз, и со- общает ему о клятве Солора и Никии, в надежде на то, что Раджа убьет Солора. Вопреки ожиданиям и к его глубокому отчаянию, Раджа решает погубить Никию. Гамзатти подслушивает их разговор и вызывает Никию к себе. Она пытается заставить Никию отказаться от Солора, предлагая ей подарки и украшения, но Никия непреклонна. В отчаянии баядерка бросается на принцессу с кинжалом, но прислужница Гамзатти Айя останавливает ее. Никия в ужасе выбегает из дворца. Гамзатти, как и ее отец, клянется погубить баядерку.
Сцена 3. Дворцовый сад
Свадебные торжества в честь Гамзатти и Солора. Великий брамин приводит Никию для участия в свадебной церемонии. Никия не может вынести помолвку, ее танец пронизан тоской. Айя подносит ей корзинку с цветами, якобы от Солора, и в баядерке загорается надежда. Но в корзинке прячется посланная Раджой и принцессой ядовитая змея, которая жалит Никию, когда та подносит корзинку к лицу, чтобы понюхать цветы. Великий брамин предлагает баядерке противоядие, но она видит Солора, удаляющегося вслед Радже и Гамзатти, и решает умереть.
АКТ II
Сцена 1. Шатер Солора
Подавленный и угнетенный смертью Никии, Со- лор курит опиум, принесенный ему Магдавеей, чтобы утешить его скорбь.
Сцена 2. Царство теней
Солор впадает в галлюцинации, перед ним воз- никает образ умершей Никии. Она появляется в Царстве теней, ее образ многократно отражен кордебалетом. Солор вспоминает ее танец любви около Священного Огня.
Сцена 3. Шатер Солора
Шатер Солора заполняется воинами, пришед- шими для подготовки к свадьбе. Но образ Никии продолжает преследовать и мучить Солора.
АКТ III
Храм
В тени Великого Будды танцует Золотой Божок, в то время как Великий брамин и священники готовятся к свадьбе Гамзатти и Солора.
Входят жених и невеста. Баядерки танцуют ритуальный танец свечей, напоминающий Священный Огонь, который горит снаружи храма.
Раджа, Гамзатти и Солор участвуют в танце, но Солора все время преследует образ Никии, видимый только ему. Во время танца чудесным образом появляется корзинка с цветами, в точности такая же, какая была послана Никии, и Гамзатти, в ужасе от содеянного и мучимая виной, торопит отца поскорее закончить свадебную церемонию. Великий брамин совершает обряд на ступенях алтаря, но Солор не в состоянии заставить себя произнести клятву. Разгневанные боги разрушают храм, все присутствующие погребены под руинами. Дух Никии и дух Солора воссоединяются в вечной любви…