«Спящая красавица» — легендарный балет-феерия Петра Чайковского-Мариуса Петипа – стала первой балетной премьерой в обновленном историческом здании — и трудно найти «кандидатуру», которая больше подходила бы для того, чтобы осветить своим блеском легендарное здание Большого театра. Сказочный спектакль с глубоким философским подтекстом — яркий, парадный, взыскующий идеальной гармонии, — предстал в новом праздничном обличье, воплощая мечты о новой и прекрасной жизни Большого балета на вернувшейся к нему сцене.
Балет поставил Юрий Григорович, знаток и почитатель творчества Петипа, — это уже третья его редакция «Спящей красавицы» в Большом и третья совместная работа над этим балетом с выдающимся итальянским сценографом Эцио Фриджерио, однако именно в Большом театре они сотрудничали впервые.
«Сценографическая идея очень проста, — говорит синьор Фриджерио, — мы делаем на сцене театр той эпохи, в которую разворачивается действие балета. Фактически и кулисы, и задник типичны для театра XVII века. Только тканевые расписные кулисы мы заменили настоящими. Раз мы готовим такой большой и значительный спектакль — первый балет на отреставрированной сцене, то и решили сделать настоящую «большую» сценографию — конструкцию, представляющую собой грандиозный дворец рубежа XVII-XVIII веков. Причем, все архитектурные элементы, которые составляют сценографию, абсолютно исторические, придумана только их компоновка, так что это и реальный, и сказочный дворец одновременно. Задники расписывались в Италии — мне хотелось, чтобы была применена особая техника театральной живописи, которой владеют только итальянцы — два итальянца, если быть уж совсем точным».
Франка Скуарчапино, жена Эцио Фриджерио и сама знаменитый художник, обладатель «Оскара» за работу в фильме «Сирано де Бержерак» (1990-го года, с Депардье в заглавной роли), также ратовала за историческую достоверность.
Этот спектакль — настоящий справочник по истории костюма XVII и XVIII веков. И тому, и другому веку соответствуют свои цвета, типы отделки и даже свои исторические орнаменты. Исторический крой соблюдался неукоснительно. Каждый шов должен был строго соответствовать эпохе. В некоторых случаях, чтобы подчеркнуть балетную фигуру и при этом не погрешить против истории, приходилось прибегать к таким маленьким хитростям, как особая раскладка ткани при раскрое, чтобы она сама, без дополнительных швов лежала нужным образом. В то же время костюмы нельзя назвать «строго историческими» — они получились фантастическими, сказочными. В отделке Франка Скуарчапино играла с фактурами, создавая многослойные, сложные, очень материальные и одновременно легкие костюмы. Готовая отделка почти не использовалась — практически все кружево и вышивка выполнены вручную, так что получился настоящий балетный «haute couture».
Напомним, что Спящая красавица проспала сто лет и потому пожила и в XVII-м, и в XVIII веке. Ну а балет «Спящая красавица», впервые увидевший свет рампы в 1890 г., продолжает свою замечательную историю уже третье столетие подряд.
Пролог
Во дворце короля Флорестана XIV празднуют рождение дочери — принцессы Авроры. Церемониймейстер Каталабют проверяет списки приглашённых. Среди придворных и приехавших с поздравлениями гостей появляются Фея Сирени и феи Добра. Они подносят новорожденной дары, наделяя Аврору самыми прекрасными человеческими качествами.
Раздаётся шум — и в зал въезжает со своей отвратительной свитой злая и могущественная Фея Карабос. Её забыли позвать на церемонию. В ярости Карабос предсказывает юной Авроре смерть от укола вязальной спицей. Но Фея Сирени останавливает страшное заклятие. Она предсказывает, что силы добра разрушат злые чары. Повелительным жестом она заставляет Карабос покинуть дворец.
Действие I
Авроре исполнилось шестнадцать лет. Четыре иноземных принца сватаются к ней. В разгар веселья около неё оказывается старушка с веретеном. Аврора доверчиво берёт его и продолжает танцевать. Вдруг танец её прерывается, она в ужасе смотрит на свою руку, которую нечаянно уколола веретеном. Смертельный холод сковывает Аврору, и она падает. Незнакомая старушка сбрасывает плащ — это Фея Карабос! Сбылось её заклятье. Зловеще кружась, она с хохотом исчезает. Но появляется Фея Сирени — в её силах ослабить зло. Аврора не умерла — она заснула. Её вернёт к жизни горячий поцелуй прекрасного принца. Фея Сирени погружает всё королевство в сон.
Действие II
Картина 1
Принц Дезире в окружении вельмож предаётся развлечениям в королевском парке. Им овладевает меланхолия. И будто откликаясь на зов неведомой мечты, перед ним является Фея Сирени. Она вызывает видение Авроры, окружённой божественными существами — нереидами. Очарованный принц устремляется за прекрасным образом, но по мановению феи видения исчезают. Дезире страстно умоляет разыскать красавицу. И Фея Сирени приглашает принца на волшебной ладье плыть к заколдованному замку.
Картина 2
В уснувшем королевстве мрак и запустение. Его охраняет злая Фея Карабос. Стремительно приближаются Фея Сирени с принцем Дезире. Злодейка и её свита пытаются скрыть от них Аврору, но тщетно — принц увидел спящую красавицу. Покорённый и очарованный, он нежно целует её — и злые чары разрушены! Карабос со свитой исчезает.
Аврора пробуждается, и вместе с ней оживает королевство. Принцесса видит своего избавителя, и в её сердце рождается любовь. Дезире просит у Короля и Королевы руки их дочери.
Эпилог
На свадьбу Авроры и Дезире пришли герои волшебных сказок: принцесса Флорина и Голубая птица, Белая кошечка и Кот в сапогах, Красная шапочка и Волк, Золушка и Принц Фортюне. В согласном и торжественном дуэте предстают принц и принцесса. Фея Сирени и её свита благословляют жениха и невесту.
Принцесса Аврора — Светлана Захарова. Принц Дезире — Дэвид Холберг.
Фото Дамира Юсупова на сайте театра.