Слово режиссера-постановщика Директор императорских театров Иван Александрович Всеволожский, инициировавший создание спектакля «Спящая красавица» в конце 1880-х гг., говорил о том, что эта постановка должна стать визитной карточкой русского балета. Для осуществления своей идеи он привлек к работе над сочинением двух гениев российского искусства – композитора Петра Ильича Чайковского и балетмейстера Мариуса Петипа. Большой, четырехактный спектакль по мотивам сказки Шарля Перро действительно стал новым словом в балетном искусстве, прежде всего, благодаря выдающейся симфонической музыке Чайковского. По своему размаху, масштабности, пышности, по количеству задействованных артистов этот грандиозный балет-феерия по сей день стоит особняком в русском искусстве.
Спектакль Чайковского-Петипа в первоначальной версии шел более четырех часов. В XX веке появились его новые редакции, в том числе постановки К.Сергеева, Р.Нуриева и других хореографов. Это закономерный процесс: каждое время диктует свою эстетику и свой взгляд на искусство. С моей точки зрения, классические балеты сохраняются в статусе шедевров мировой хореографии и остаются актуальными надолго именно потому, что со временем новые постановщики, опираясь на канонический хореографический текст, вносят в действие некоторые изменения, делают спектакль более современным. Так же, как каждый хороший дирижер по- своему интерпретирует партитуру, отражая собственное «видение» музыкального текста, хореограф, работающий над возобновлением балета классического наследия, может добавлять детали, вносить отдельные нюансы, по-другому расставлять акценты.
Спектакль «Спящая красавица» в Казани идет с 1959 года, последняя редакция с авторским оформлением Андрея Злобина и Анны Ипатьевой была сделана в 2003 году. Прошло 18 лет, выросло целое поколение, за это время спектакль подвергся как минимум физическому износу. Этим обусловлено решение создать новую постановку балета-феерии на нашей сцене.
В редакции 2021 года мы вернули некоторые музыкальные номера, которые были купированы в прежней версии, сделали редакцию некоторых мизансцен, осуществили новую постановку танцев Кота и кошечки, Серого волка и Красной шапочки в сцене свадьбы Авроры и Дезире. Спектакль стал двухактным, действие более цельным, непрерывным: на антракт приходится время столетнего сна Авроры, что вполне логично. Прекрасное стилизованное художественное решение спектакля принадлежит Анатолию Нежному, сотрудничающему с нашим театром с 1996 года: первое действие балета пройдет в эпоху Людовика XIV, а второе – спустя 100 лет, в эпоху Людовика XVI, и это точно отражено в костюмах и сценическом оформлении.
В отличие от оригинальной редакции Мариуса Петипа, где фея Карабос представлена злобной горбатой старухой, которую исполняли танцовщики-мужчины, в нашей постановке роль Карабос поручена ведущей солистке. Во-первых, с моей точки зрения, феи не стареют, они должны оставаться вечно юными. Во-вторых, зло не обязательно всегда уродливо, часто оно скрыто под красивой маской, в прекрасном обличье. Именно поэтому Карабос в нашей версии так же красива, как фея Сирени.
Мы надеемся, что обновленная «Спящая красавица» найдет отклик в сердцах зрителей всех возрастов. Нашим основным желанием было сохранить в репертуаре театра один из безусловных шедевров классического искусства и представить его публике на высоком художественном и исполнительском уровне.
Владимир Яковлев
Пролог
Картина первая. Крестины принцессы Авроры
Парадный зал в замке короля Флорестана ХIV
Король и Королева празднуют рождение дочери – принцессы Авроры.
Церемониймейстер Каталабют объявляет о прибытии крестных. Это Флер-де-Фарин (фея Беззаботности), Кандид (фея Нежности), Фея, рассыпающая хлебные крошки (фея Щедрости), Щебечущая канарейка (фея Резвости), Виолант (фея Смелости) и главная крестная – фея Сирени. Каждая приносит новорожденной свой дар. Доходит очередь до феи Сирени, но в это время раздается гром.
Испуганный Каталабют сообщает о приближении страшной гостьи – злой феи Карабос, которую он забыл пригласить на праздник. Карабос разгневана, она проклинает новорожденную. Достигнув совершеннолетия, принцесса уколется о веретено и умрет,– таков «подарок» мстительной Карабос. Фея Сирени отстраняет Карабос от колыбели и объявляет, что Аврора не умрет, а погрузится в сон: через 100 лет ее разбудит своим поцелуем прекрасный принц, очарованный ее красотой. Беснуясь, Карабос покидает зал.
Чтобы избежать несчастья, предсказанного злой волшебницей, король издает указ, запрещающий под страхом смертной казни пользоваться спицами и прялками в пределах его дворца.
Действие первое
Картина вторая. Парк замка короля Флорестана ХIV
Злая фея Карабос посылает к дворцу короля старуху, которая раздает поселянкам прялки и веретена.
Совершеннолетие принцессы Авроры. Король и Королева счастливы – предсказание злой феи не исполнилось.
Во дворце гости. Авроре представляют четырех принцев, претендентов на ее руку. Она со всеми мила, танцует с каждым из них, но никому не отдает предпочтения. В толпе Аврора замечает старуху, покачивающую веретеном в такт ее танцам. Принцесса берет веретено из ее рук и кружится с ним. Внезапно, уколов палец, она теряет силы и падает. Проклятье Карабос сбылось.
Фея Сирени – покровительница Авроры – взмахом волшебной палочки погружает все королевство в вековой сон. Засыпают король с королевой и придворные, парк зарастает. В их густой чаще скрывается замок.
АНТРАКТ
Действие второе
Картина третья. Охота принца Дезире
Прошло сто лет. В лесу охотится принц Дезире со своими друзьями и приближенными. Когда он остается один, перед ним появляется фея Сирени. Она вызывает образ Авроры. Очарованный принц устремляется к видению, но, кружась в сонме нереид, Аврора исчезает. Дезире страстно желает снова видеть ее. Вместе с феей Сирени он плывет в ладье к заколдованному замку. Их окружает безмолвный лес. Сквозь густые заросли видны башни королевского дворца.
Картина четвертая Замок Спящей красавицы
В заросшем парке бодрствует лишь злая фея Карабос. Она преграждает путь всякому, кто намерен проникнуть в спящее царство. Внезапно до нее доносятся звуки, предвещающие появление феи Сирени. Перед ее властью и силой любви Дезире Карабос бессильна.
Дезире поцелуем пробуждает Спящую красавицу. Вместе с ней просыпается все королевство. Покоренный красотой и обаянием Авроры, Дезире просит у Короля и Королевы руки принцессы.
Действие третье
Картина пятая
Во дворце празднуется пышная свадьба Авроры и Дезире. Среди многочисленных гостей персонажи сказок Шарля Перро - принцесса Флорина и Голубая птица, Кот в сапогах и Белая кошечка, Волк и Красная шапочка, Золушка и принц Фортюне. Аврору и Дезире пришли поздравить феи Бриллиантов, Сапфиров, Золота и Серебра. Апофеоз Наступает всеобщее ликование. Всех присутствующих на празднике благословляет фея Сирени – олицетворение всепобеждающего и торжествующего добра.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этих фотографий, взятых с сайта театра... Если это Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!