"Так случилось, что, несмотря на значительную разницу в возрасте, пути двух гениальных русских художников пересеклись. История их личного знакомства хорошо известна. Взаимное притяжение, симпатия, уважение к творчеству и личности друг друга, планы сотрудничества (Чайковский предлагал Чехову написать либретто к опере, а Чехов в книге своих рассказов сделал дарственную надпись композитору: «Петру Ильичу Чайковскому от будущего либреттиста А. Чехова») - реальные свидетельства общности интересов, душевной и творческой близости великих современников. Еще при жизни писателя критики отмечали очевидную музыкальность чеховской прозы и драматургии. По свидетельству современников, именно музыка Чайковского оказывала на Чехова особенно глубокое воздействие. И не случайно. Обоим художникам была присуща особая деликатность, понимание самых тонких душевных чувств, переживаний, потребность и способность выразить в своих произведениях всю глубину и трагичность человеческих отношений. И еще одно качество было общим - ощущение одиночества, о котором писатель не без горечи говорил: «Одинокому - весь мир пустыня».
Чехов и Чайковский, разумеется, воспринимали мир по-разному, но при этом были, несомненно, близкими, «родственными» душами. Думается, только случайность помешала им реализовать совместные планы и замыслы.
И все же... все же... спустя сто с лишним лет оба этих имени сошлись на одной театральной афише.
«Драма на охоте» - балет, которого никогда прежде не было. Не было даже попыток хореографического воплощения истории любви судебного следователя Камышева и юной дочери лесника Оленьки Скворцовой.
Почему театр привлекло именно это, одно из самых странных, загадочных, «темных» произведений Чехова? Ведь сам автор никогда не вспоминал о нем, не включал ни в одно из прижизненных изданий, а исследователи его творчества до сих пор не могут определить, к какому, собственно, жанру оно относится - не то детектив, не то пародия на авантюрный роман, не то душещипательная мелодрама.
Так что же в таком случае заставило создателей балетного спектакля обратиться к «Драме на охоте»?
Прежде всего сложная, если не сказать парадоксальная драматургия, очевидная двойственность и глубина описанных Чеховым характеров и отношений. Главный герой Камышев - человек с большими странностями, обуреваемый страстями. В нем уживаются и азарт, и тяга к смертельному риску, наивность и неизбывный эгоизм, способность к сильным чувствам и неприкрытый цинизм. Отношения Камышева с Ольгой Скворцовой представляют собой не просто историю увлечения, закончившегося драмой, не банальный любовный многоугольник, а некий шифр, призванный предъявить нам нелицеприятную правду о сокровенных глубинах человеческого «я», - тайну, разгадку которой зрителю и читателю следует искать в самих себе. Кажущаяся простота чеховских текстов обманчива. Уже в этом раннем своем произведении А. П. Чехов начал задаваться вопросами, которые позже будут не только присутствовать, но и доминировать в его творчестве: жизнь и смерть, любовь и ненависть, вера и безверие, справедливость и рок... И не удивительно, что в наше время литературоведы сделали вывод, что чеховская «Драма на охоте» столь же сложна и многослойна, как «Повести Белкина» А. С. Пушкина.
Как видим, создатели спектакля поставили перед собой задачу высшей степени сложности - попытаться заново прочесть и интерпретировать раннее произведение А. П. Чехов, понять его героев, любящих, страдающих, фатально обреченных на трагическую развязку.
Хочется думать, что конфликтные личностные раздвоения, заложенные в сюжете, при иных обстоятельствах обязательно притянули бы, заинтересовали П. И. Чайковского, ибо противоречия, свойственные человеку, разница между уживающимися в нем взаимоисключающими половинами, является одной из главных тем не только последних симфонических произведений композитора, но русской и мировой музыки, литературы, искусства в целом.
В музыке Чайковского, так же, как и в чеховской повести, тема грубого, сугубо земного переплетается с мотивом музыки небесной. В ней, как и в душе главного героя, не переставая звучит мелодия любви, услышать которую дано не всякому. И неважно, разделяем мы с ним эти чувства, понимаем ли эту музыку одинаково с главным героем. Важно другое: она наполняет его существование смыслом, приносит пусть остро-болезненное, но необыкновенное, щемящее, неповторимое наслаждение. И, как следствие, происходит раздвоение музыкальных тем теперь уже балетного спектакля: на тему гордыни, опустошенности и одиночества и тему тайны, любви, нежности, которыми живет традиционно ранимая душа чеховских героев. Несовпадение идеала, который сидит глубоко внутри Камышева, с реальной жизнью, которой он живет, приводит к конфликту, неизбежно-трагическому финалу - разрушению личности. Убийство в этих обстоятельствах - лишь форма, в которую облечено разрушение...
Чехов и Чайковский - их имена еще при жизни ставили рядом. Внутренняя связь двух выдающихся художников не исчерпывалась дружеской симпатией, личной приязнью. Она была и сложнее, и глубже. Присущая обоим искренность, доброта, высокая духовность, сострадание к окружавшим людям, были выражением общей системы духовных ценностей, любви к русскому человеку, тонкого понимания всей сложности его духовного мира, беспредельной преданности родному искусству..."
"ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Звучит чувственная, полная огня и страсти мелодия аргентинского танго.
Иван Петрович Камышев, судебный следователь из небольшого провинциального городка, рассказывает трагическую историю своей любви...
Перед нами - двор графской усадьбы. Светит солнце. Все вокруг дышит безмятежным покоем. Здесь друзья, гости, управляющий графским имением Урбенин, знакомая Камышева, дочь мирового судьи Наденька Калинина, дальний родственник графа Каэтан Пшехоцкий, а также сам граф Карнеев.
В поместье в гости к Карнееву приехал его старинный приятель Камышев. Друзья давно не виделись и рады встрече. Дворовые девушки начинают водить хоровод. Сопровождаемые Урбениным, Пшехоцким, граф и Камышев идут на прогулку.
Заброшенный графский парк с неухоженными деревьями зарос диким кустарником. Небо темнеет. Начинается гроза. В струях дождя среди деревьев возникает девушка в красном платье. Это Оленька Скворцова, дочь лесника. Камышев и его спутники знакомятся с девушкой. Управляющий поместьем Урбенин ждет удобного случая, чтобы объявить о своей помолвке с Ольгой. Мужчины окружают девушку, делают комплименты, просят станцевать. Ольга смущается, роняет на землю букет, который подарил ей Урбенин. Камышев поднимает его. Молодые люди несколько мгновений пристально смотрят друг другу в глаза. Урбенин под одобрительные возгласы гостей объявляет о помолвке.
В небольшом уездном городке Тенево начинается ярмарка. Среди ее участников мы видим Анну Сергеевну и Гурова, Унтера Пришибеева, Толстого и Тонкого, Человека в футляре, других героев чеховских произведений.
На площадь из церкви выходят молодожены - управляющий имением Урбенин и Ольга Скворцова. Их сопровождает граф Карнеев со слугами, Пшехоцкий, Наденька Калинина. Рядом с ней Камышев. Он ищет удобный момент, чтобы объясниться с Ольгой.
Тем же вечером в поместье графа справляют свадьбу. Гости веселятся, поздравляют молодых. Ольга танцует с Урбениным, с Карнеевым, с Пшехоцким. Камышев оставляет Надю Калинину и танцует с Оленькой...
Разгоряченная, взволнованная общим вниманием, Ольга уходит в парк. Там ее ожидает Камышев. Молодые люди объясняются в любви...
На поляне появляется Урбенин. В день собственной свадьбы обманутый муж обречен на одиночество...
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Казенная квартира судебного следователя. На свидание к Камышеву пришла Ольга Николаевна. Она сожалеет, что столь поспешно и опрометчиво вышла замуж за Урбенина. Охваченный глубоким чувством, Иван Петрович говорит ей о своей любви. Однако Ольга охлаждает его пыл, призывает к благоразумию. Время встречи истекло. Пора прощаться...
В имении Карнеева светский прием. В просторном зале горят люстры, звучит торжественная музыка. Граф радушно встречает гостей.
Неожиданно вбегает Ольга Николаевна. Следом за ней врывается Урбенин. Он пытается объясниться с женой, извиниться за ссору, которую затеял по незначительному поводу, просит ее вернуться домой. Ольга отказывается и просит защиты у графа. Карнеев объявляет присутствующим, что Ольга Николаевна остается в его доме.
Камышев хочет увести Ольгу с собой, но она прячется за спину графа. Оскорбленный ее решением, Камышев уходит. Возмущенные скандальной сценой, гости покидают имение. Граф и Ольга остаются наедине...
Квартира судебного следователя. Бывший управляющий Урбенин жалуется Камышеву, что не может забыть покинувшую его супругу. Камышев наливает ему рюмку за рюмкой. Опьяневший Урбенин вытаскивает нож и говорит о своем намерении убить жену, после чего покидает квартиру следователя. Камышев подбирает оброненный им шейный платок. В его голове зреет план мести...
Граф и его гости отправляются на охоту. Во время привала Карнеев заигрывает с Надей Калининой. Ольга видит это, пытается помешать, но граф не обращает на нее никакого внимания. Подвыпивший Пшехоцкий тянет Ольгу танцевать, грубо заключает ее в объятья...
Появляется Урбенин. Увидев графа, он замахивается на обидчика ножом. Граф приказывает слугам гнать бывшего управляющего прочь. Камышев незаметно поднимает выпавший нож, прячет его в карман...
Охотничий рожок трубит общий сбор. Гости возвращаются в поместье, где их ждет вызванный из города цыганский хор. В лесу остаются Камышев и Ольга Урбенина. Иван Петрович предлагает Ольге сделать выбор, оставить все, уехать с ним. Она отказывается и хочет уйти.
Камышев оскорблен тем, с какой легкостью она отвергла его чувства. В одно мгновение рушится идеал, к которому он стремился. В порыве страсти Камышев убивает Ольгу. Бросив к ее ногам нож и шейный платок Урбенина, он убегает...
В доме графа Карнеева продолжается вечеринка. В освещенном свечами зале поют и пляшут приглашенные хозяином цыгане. К гостям присоединяется Камышев.
Внезапно песня обрывается. В проеме стеклянной двери появляется Ольга. Она едва держится на ногах. Увидев Камышева, направляется к нему. Однако силы покидают ее. Ольга умирает.
В сопровождении полицейских входит Урбенин. Ему предъявляют улики - нож и шейный платок. Урбенин подтверждает, что вещи принадлежат ему. С молчаливого одобрения следователя Камышева полицейские уводят арестованного Урбенина.
И вновь раздается мелодия аргентинского танго. Камышев, словно завороженный, идет на чарующие, полные страсти звуки музыки. Рассказанная им горькая история любви окончена."