Мировая премьера состоялась 24 июня 2025 года в рамках фестиваля «Нам нужен Дягилев». Спектакль идёт с одним антрактом. В сопровождении оркестра Большого театра.
«Нам нужен Дягилев» — это фестиваль современного подхода к продвижению искусства. Проект,наполненный духом мышления великого импресарио. Он призван объединить наследие русской классики и противоречивых, актуальных явлений сегодняшнего дня.
Проект культурного поиска объединит в себе культурные, выставочные, художественные и образовательные события в течение всего года на различных российских и зарубежных площадках.
Пролог
Действие разворачивается в закулисном пространстве, напоминающем то ли комнату, то ли пространство души человека, находящегося в смятении чувств. Среди бумаг и набросков на полу чья-то фигура.
На сцене появляется демоническая карикатура, цыганка, когда-то предрекшая Дягилеву смерть от воды. От нее исходит неведомая сила, заставляющая лежащую фигуру очнуться от своего сна: это Сергей Павлович Дягилев — беспомощный, растерянный. Мистическое воздействие заставляет его обратиться к записям, окунуться в творческий поиск. Импресарио будто бы оживает, приходит в чувство, крепнет.
Акт I
Мысли Дягилева обретают очертания. Происходит переход героя в узнаваемый всеми «дягилевский» образ великого импресарио: деспотичного и противоречивого.
Дягилев собирает вокруг себя людей, которые, по его мнению, достойны принимать участие в создании нового балета и способны решить все поставленные перед ними задачи: Равеля, Бакста, Фокина, Карсавину и Нижинского.
Начинается работа над замыслом Дягилева.
Происходит презентация готовящейся премьеры. После неё Дягилев снова видит фантома.
Нижинский репетирует в балетном зале и не замечает появления других артистов, среди которых — Карсавина и Фокин, давно влюблённый в нее. Нижинский напряжён. Танцовщик отвергает предложенный ему сценический костюм, тем самым провоцируя ссору с Дягилевым. Когда присутствующие покидают зал, Нижинский мечется в припадке и падает без сил. Появившиеся вновь Дягилев и Карсавина застают Нижинского в беспомощном состоянии. Импресарио обвиняет артиста в притворстве. Карсавина уводит Нижинского.
Дягилев в полной мере ощущает свою власть над людьми и в этот момент снова видит цыганку, однако находит в себе силы противостоять собственным страхам.
Акт II
Последние приготовления перед премьерой балета.
Начинается спектакль.
Дягилев замечает все, по его мнению, несовершенные места и терзает себя мыслью о недоработанности, сырости своего нового балета, то и дело порываясь что-то исправить.
После премьеры импресарио ощущает, что его душа рассыпается на части. Мечутся неясные тени, образы, воспоминания. Мелькает фантом — безмолвное напоминание о силе судьбы, которую невозможно изменить.
Премьера сыграна. Балет снискал успех среди зрителей и прессы, однако сам Дягилев опустошён и вымотан. Он осознает усталость от вечной гонки, в которую превратил свою жизнь, но не может оставить стремление опередить время, в котором живет
Основные действующие лица
Сергей Дягилев
Вацлов Нижинский
Тамара Карсавина
Михаил Фокин
Морис Равель
Лев Бакст
Цыганка
Автор фото -- Шумов Денис на сайте театра