10 февраля 1900 года в Эрмитажном театре был впервые показан балет Мариуса Петипа «Миллионы Арлекина» (музыка Риккардо Дриго) – двухактная фантазия на темы классической французской пантомимы.
Театр стоял на пороге Серебряного века, заново осмыслившего пестрые личины старинных персонажей, открывшего их трагическую подоплеку. Петипа уловил возникший на рубеже веков интерес к теме масок, но новейшие ее трактовки были ему чужды. В основу «Миллионов Арлекина» или, иначе, «Арлекинады» он положил не стилизацию, а воспоминания о подлинных старых спектаклях, которые в годы молодости хореографа жили на парижских бульварах, а петербургские зрители могли их видеть совсем недавно, в 1880-х гг., на масленичных балаганах.
Любви Арлекина и Коломбины противился ее отец, старик Кассандр. Увалень Пьеро стерег хозяйскую дочь, а его жена Пьеретта тайно ей помогала. За Арлекином, пойманным во время свидания, пускались в погоню, сбрасывали его с балкона. На выручку герою спешила Добрая фея. Она возвращала Арлекина к жизни и превращала его деревянную колотушку в волшебную палочку, помогавшую вызволить Коломбину из родительского дома, расквитаться с богачом Леандром, метившим к Коломбине в мужья.
Феерические чудеса – появление Феи, толпы маленьких арлекинчиков, плавный спуск на землю балкона с Коломбиной и Пьереттой на нем; танец толпы масок, торопящихся отпраздновать конец карнавала, поэтичный ансамбль влюбленных пар – составляли содержание первого акта.
Во втором Арлекин и Коломбина женились. Чинным полонезом шествовали гости. В тот момент, когда герои должны были подписать брачный контракт, вбегали разъяренные Кассандр и Пьеро. И вновь все разрешалось чудом: с нотариуса, управлявшего брачной церемонией, падали одежды, им оказывалась все та же Добрая фея. Фонтан золотых монет («миллионы»!) осыпал Арлекина и делал его богачом. Кассандр на радостях давал добро на свадьбу дочери, и сцену заполняли герои старого Парижа: щеголи и щеголихи в нарядах времен Директории, маленькие арлекины, коломбины, пьеро, пьеретты, полишинели. В комической польке четыре подруги Пьеретта и Пьеро. Коломбина наряжалась жаворонком и вместе с Арлекином разыгрывала сценку охоты, переходившую в лирическое адажио – здесь Петипа частично повторил замысел старого концертного номера «Охота на жаворонков», сочиненного в 1868 гг. Кадриль на мотив французской песенки «Мальбрук в поход собрался» переходила в общий финальный галоп, в нем по сцене весело мчались все участники балета.
«Миллионы Арлекина» стали звездным часом в карьере Георгия Кякшта. Танцовщик-виртуоз, он обычно выступал в отдельных номерах внутри больших спектаклей, либо выходил в партиях второго плана. Именно его Петипа выбрал на роль Арлекина: виртуозный танец героя, окрашенный приметами гротеска, идеально совпал с данными артиста. Кякшта еще долго ставили в пример новым исполнителям. Коломбину на премьере исполнила Матильда Кшесинская, через три дня после парадного спектакля в Эрмитаже, в ее бенефис, балет давали в Мариинском театре. Первой Пьереттой была Ольга Преображенская, впоследствии – одна из основных и лучших исполнительниц партии Коломбины.
Автор – Андрей Галкин
Основные действующие лица:
Кассандр
Коломбина
Арлекин
Пьеретта
Пьеро
Нотариус
Эскизы костюмов Пьеретты, Коломбины, Пьеро и Арлекина.
Автор эскизов – Пономарев Евгений