«Тихий Дон» Михаила Шолохова – грандиозное литературное полотно, практически не имеющее аналогов в мире по масштабности замысла и силе художественного воплощения. Нобелевская премия – абсолютное и заслуженное подтверждение этому. И конечно, за ним заслуженно закрепилась слава главной книги о донском казачестве, запечатлевшей яркие и драматичные страницы истории свободолюбивого народа с необычайным талантом и правдивостью.
Работая над воплощением шолоховского романа, мы не решились объять необъятное: если развитие драматического театра позволяет сохранить содержание «Тихого Дона», это сравнительно возможно, то в современном музыкальном театре – увы, нет. Именно поэтому создатели нового спектакля решили пойти иным путем.
Самым необходимым для нас оказалось символическое место содержания гениальной книги. Эта родная земля, Дон, отчий дом, семья, возвращение к истокам – могучие эпические образы, которые считываешь бессознательно. От их воплощения, создания символических пространств, возникающих из цикличности мирового порядка, оттолкнулись постановщики театра.
Новый спектакль – не столько механическое перечисление событий эпопеи, сколько попытка вглядеться в мифологический культурный код, которым и является «Тихий Дон». И мы вглядываемся в него сквозь призму «судьбы человека» – воспоминаний Григория Мелехова о пройденном, об изломанной кровавой жизни на своем пути. По этой причине фамилия главного героя оказалась вынесена в название спектакля – тем самым мы маркерили некое осознанно совершенное нами «сужение» содержания книги, как известно, затронувшей судьбу около 600 персонажей…
Искренне надеюсь, что оригинальное прочтение гениального произведения зазвучит в сердцах в наших выступлениях; вечные вопросы и проблемы «Тихого Дона» – безусловно, неисчерпаемы и актуальны во все времена.
ПРОЛОГ
Из глубины веков – через настоящее – течет в будущее и возвращается к своим истокам тихий Дон. Словно пульс сердца, ритмичной мелкой рябью колышутся его волны. Казаки заняты тяжелым, но радостным трудом. Уставший от жизненных невзгод Григорий Мелехов встречается с сыном и окидывает мысленным взором пройденный путь…
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
Картина 1
"Долг и чувства"
Между Григорием Мелеховым и замужней соседкой Аксиньей Астаховой вспыхивает чувство. Молодой казак настойчив, и оба поддаются нахлынувшему водовороту чувств.
Узнав об этой связи, Пантелей Прокофьевич в ярости обрушивается на сына. Он решает женить Григория, надеясь, что брак вытравит из его сердца порочную любовь.
Тем временем казаки возвращаются из военного лагеря. Весь хутор встречает мужчин праздничными гуляниями.
Среди вернувшихся – Степан Астахов, муж Аксиньи. Узнав про измену супруги, он набрасывается на нее с кулаками. В драку ввязываются Григорий и его брат Петр.
Выполняя желание отца, Григорий дает согласие на брак с сосватанной ему Натальей Коршуновой.
Картина 2
"Свадьба"
Людная и шумная казачья свадьба. Гости поют и танцуют, желают молодого счастья. На этом пестром праздничном фоне особенно контрастен дуэт молодоженов. Их чувства не взаимны: Наталья полна нежности и ожидания любви, Григорий же холоден и равнодушен, для него свадьба – лишь дань долгу.
Казак чувствовал себя чужим на собственном празднике. «Невозможно противостоять влечению», — сказал он Аксинье. Вместе они принимают решение бежать.
Брошенная Наталья получает от Григория письмо, которое рушит ее последние надежды на возвращение мужа. Она решает свести счеты с жизнью, пытаясь перерезать себе горло, но чудом остается в живых.
Картина 3
"Помещичья усадьба"
Сын отставного генерала Евгений Листницкий возвращается в родную усадьбу на побывку – подлечить сломанную на сборах руку. В честь его приезда в богатом доме устраивают большой праздничный прием. Слуги встречаются с барином веселыми народными песнями и плясками, а внутри усадьбы звучит вальс, под которые танцуют знатные гости.
Среди работающих в доме – Аксинья и Григорий. Молодой барин примечает красавицу-казачку и не сводит с ней глаз.
Картина 4
"Война"
В жизнерадостную праздничную картину врывается казак, оповещая о начале мировой войны. Жители Дона – знать и простые казаки – торопливо собираются в путь. В предчувствии большого горя, их провожают жены и матери...
Картина 5
"Мир после войны"
В имении Листницкого Аксинья мечется в отчаянии – тяжело заболела их с Григорием маленькая дочь. Мать исступленно молится Богу, но девочка умирает у нее на руках.
Раненный на войне Евгений Листницкий приезжает в отпуск в родное имя. Здесь он встречает горюющую Аксинью и соблазняет ее. Поддавшись давно забытым вниманию и ласкам, казачка находит утешение в объятиях молодого барина.
Возвращается в помещичью усадьбу и Григорий. Узнав о неверности Аксиньи, казак в гневе бросается на любовников.
Предательство заставляет Мелехова вернуться домой и воссоединиться с наконец-то дождавшейся его Натальей.
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
Картина 6
"Раскол"
Наступил страшный для России 1917 год. Распалось на два враждующих лагеря и само казачество. Раскололся привычный круг жизни, где всё было понятно – дом, работа на земле, военная служба, вера, верность царю и Отечеству. Не стало ни короля, ни отечества. Попрана православная вера, а вместе с ней обрушилось и всё человеческое, что было в людях.
Красные и белые, сами казаки и немецкие интервенты рвали на куски донскую землю, каждый раз перепахивая ее заново, не замечая, как под плугом переламываются жизни…
Одним из жертв столкновения пал Петр Мелехов, брат Григория. Похороны Петра – это реквием по всем казакам, погибшим в братоубийственной войне, черное горе матерей и жен.
В тяжелую пору возвращается к законному супругу Аксинья. Но, встретивши в родном хуторе Григория, она вновь падает в его объятия. Болью и отчаянием был наполнен их дуэт, в котором всё же явно звучит мотив любви.
Об измене мужа узнаёт Наталья. Потеря возлюбленного, ощущение безысходности и отчаяния роднит ее с Дарьей, вдовой Петра. Женщины, одна за другой, прощаются с жизнью…
Картина 7
"Победа?.."
«Полой водой» разлилось кровавое месиво Гражданской войны, всё больше напоминая безумие и вакханалию.
В мае 1918 года в плен к белым попали народные посланники Подтелков, Кривошлыков и другие красные казаки. Их публичная казнь становится для Григория очередным бессмысленным кровопролитием, в котором он не хочет принимать участия.
Последний бой красных и белых звучит, как агония старого мира. Все стремление вернуть прежнюю жизнь обречено. Вместе с белым движением гибнет казачья вольница. С молитвой к Пресвятой Богородице они прощаются с прежним миром и с прежней Россией.
Картина 8
"Сон"
Навоевавшись и за белых, и за красных, потеряв на войне всё, что было ему дорого, Григорий возвращается в родной дом и вновь встречается с Аксиньей. Только ее любовь еще может помочь ему выстоять перед ударами судьбы. С нежностью и любовью тянется к дорогому человеку Аксинья. И, кажется, что счастья еще можно достичь, вместе сбежав от всего мира.
Картина 9
"Пробуждение"
Григорий с Аксиньей отправляются в путь. Но случайная встреча с вооруженной заставой завершает жизнь казачки. Мертвея от ужаса, Григорий понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, – уже случилось.
Простившись с Аксиньей, Григорий в очередной раз возвращается в опустевший отчий дом. Здесь его ждет сын – родной человек, существование которого наполняет жизнь смыслом.
Круг жизни замкнулся – в «этом огромном, сияющем под холодным солнцем мире»…
Автор фотографий – Михайлова Марина в соцсетях театра