Впервые за свою почти столетнюю историю поэма Сергея Есенина «Черный человек» получает воплощение в музыкально-театральной форме, объединив оперу и балет в единое художественное целое благодаря сочинению композитора Олега Проститова и творческой фантазии Владимира Ланде (музыкального руководителя постановки), Натальи Бобровой (хореографа-постановщика), режиссеров Сергея Боброва и Виктора Высоцкого, Татьяны Королевой (художника), Дмитрия Ходоша (хормейстера).
Поэма была задумана Сергеем Есениным во время его зарубежных поездок: черновые наброски появились в Америке, а первый, достаточно объемный вариант, – в 1923 году. Но окончательный, сокращенный текст был завершен в 1925 году, который стал последним в жизни поэта. Длительная депрессия, душевный кризис, разрыв с Айседорой Дункан – все это наложило на поэму особую печать повышенной экспрессии с оттенком мистического звучания. Главная ее черта – тема разочарования в себе, в любви и творчестве – раскрывается в диалоге поэта с его alter ego, Черным человеком, который «на кровать ко мне садится... спать не дает мне всю ночь... водит пальцем по мерзкой книге... читает мне жизнь... нагоняя на душу тоску и страх». Есенин словно смотрит на себя со стороны, слыша, как его второе «я» говорит о нем ужасные вещи, но все они являются правдой, пусть и очень неприятной. Поэма, по мнению исследователей, предстает как своего рода публичное покаяние поэта.
В диалогичности текста обнаруживаются очевидные театральные черты, которые проявляются и в композиции: в ней можно выделить пролог, две части и эпилог. Эти особенности «Черного человека» словно провоцируют на создание театральной версии поэмы. Можно вспомнить блистательные сценические прочтения есенинского текста Сергеем Безруковым, моноспектакль Татьяной Смирновой для чтеца и инструментального ансамбля. Однако наиболее самобытное и оригинальное решение предлагает композитор Олег Проститов, хорошо известный красноярцам как автор гимна городу. Он создает монодраму с танцами в двух картинах, семи сценах с прологом и эпилогом для баритона, танцовщицы, смешанного хора, камерного балета и большого симфонического оркестра. Сочинение было написано в Красноярске в 1996 году к 100-летию великого русского поэта, однако только спустя двадцать шесть лет оно увидело свет рампы и, увы, уже после ухода из жизни композитора. А благодаря тесному творческому сотрудничеству постановщиков «Черный человек» С. Есенина – О. Проститова получает не просто сценическую балетно-оперную визуализацию, а обретает новые художественно-смысловые грани.
В спектакле персонифицированы не только поющие герои – Поэт и Черный человек, но и их балетные двойники, которые в свою очередь множатся в зеркальных отражениях. Особый колорит вносит хор, где-то оттеняющий монологические высказывания героев, но в основном воссоздающий мистическую атмосферу вторжения незваного гостя. Одним из центральных персонажей становится танцовщица Айседора – обольстительная, чарующая и искушающая своей красотой как Поэта, так и Черного человека. Необычайной выразительности достигают дуэтные сцены, танцевально-пластическое решение которых вдохновенно и поэтично. Но в сражении за Айседору Поэт терпит поражение: «...Никого со мной нет... Я один...».
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этой фотографии, взятой с сайта театра... Если это Ваша работа или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!