Сказочный сюжет Э.-Т.-А. Гофмана послужил источником гениального русского балета Чайковского «Щелкунчик». Академик Б. Асафьев писал, что «Щелкунчик» – «совершеннейшее художественное явление: симфония о детстве, нет, вернее, о том, когда детство на переломе, когда уже волнуют надежды еще неведомой юности, а еще не ушли детские навыки, детские страхи, когда куклы – будто и живые, и игры в войну – это видение себя мужественным и храбрым».
Действие балета начинается в уютном немецком бюргерском доме господина Штальбаума, в рождественскую ночь. А затем развивается как своеобразное сказочное «путешествие» по елке к мерцающей в небе таинственной звезде. Это путешествие во сне является целью героев: Мари, Щелкунчика и их друзей – забавных кукол. Но на пути их стерегут злые мыши во главе с Мышиным королем, происходит решительный бой Щелкунчика с мышиным войском, который завершается победой Щелкунчика. В кульминации сна Мари видит в Щелкунчике своего суженого, возлюбленного и жениха.
В балете соотношение гротеска и быта, наивной кукольности и глубокой человечности, мера «гофманианы» переосмыслены через светлое мировосприятие музыки П. Чайковского.
Премьера «Щелкунчика» Юрия Григоровича состоялась 1966 году, на сцене Большого театра. С тех пор балет в его версии сохраняется в репертуаре. А также поставлен хореографом в разных театрах России и мира: Вене, Хельсинки, Праге, Стамбуле, Сеуле, Уфе, Тбилиси, Кишиневе, Краснодаре, Астане. И в 2023 году «Щелкунчик» Ю.Н. Григоровича впервые ставится на новосибирской балетной сцене.
Штальбаум, советник медицины
Его жена
Мари, их дочь
Фриц, брат Мари
Дроссельмейер, советник суда, крестный отец Мари и Фрица
Щелкунчик-кукла
Щелкунчик-принц
Мышиный король
Механические игрушки — подарки Дроссельмейера: Арлекин, Коломбина, Чертовка, Черт
Куклы, ожившие в фантастическом сне Мари: испанские, индийские, китайские, русские, французские.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этих фотографий, взятых с сайта театра... Если это Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!