Этот балет не нуждается в особом представлении. «Щелкунчик» - украшение репертуара любой балетной труппы - сверкает и манит собой зрителей в новогоднюю и рождественскую пору. А музыка «Щелкунчика» покоряет своей чувственной лирикой, необыкновенным мелодизмом и глубоким симфоническим размахом, свойственным лучшим инструментальным произведениям композитора. Сложно поверить, что сюжет не сразу увлёк Чайковского. В письмах к друзьям он сетовал на то, что отнюдь не расположен изображать музыкой конфетный замок, пляски пряников и плюшек, которые были введены автором либретто во второе действие балета.
Омский музыкальный театр обращается к постановке любимого всеми поколениями зрителей балета во второй раз. Спектакль 1990 года просуществовал в репертуаре более 30 лет, настало время представить этот балет в новой блистательной постановке.
От классических канонов театр, тем не менее не отступает: будет трогательная история Маши и Принца, сражения с полчищами мышей и, главное, – будет ёлка, роскошная, сверкающая огнями! Даже не ёлка, а Ёлка - высотой 13 метров – можно смело утверждать, такой на омской сцене еще не было!
Надеждой Калининой за основу выбрана хореография Василия Вайнонена, как это было в более ранней постановке. Впервые она была показана в Кировском (Мариинском) театре в 1934 году, и до сих пор творение молодого хореографа остаётся жемчужиной репертуара петербургского театра. Василий Вайнонен сделал сюжет реалистичным, освободив от мистики и фантастики, но оставив магическую силу сновидений. В центре - самая обычная девочка Маша, понятная и близкая всем сверстницам, сны которой преображают реальность. Но в то же время остается своеобразный реверанс хореографа эпохе романтизма в балетном искусстве, когда действие проходило по едва уловимой грани реальности, потусторонних миров и грез.
Так, в Па-де-де Маша предстает уже не девочкой, но взрослой балериной. Тогда как в первой постановке 1892 года этот номер танцевали обитатели страны сладостей Фея Драже и принц Коклюш. Ведь стать балериной мечтает чуть ли не каждая вторая девочка, а во сне возможно всё!
Поставленный как поэма о детстве, спектакль Василия Вайнонена дошел до наших дней, и, претерпев незначительные изменения, стал и признанной балетной классикой, поставленной на сцене многих театров. Надежда Калинина бережно подошла к хореографии, внеся свою, авторскую редакцию и заново поставив некоторые танцы. Например, омскому зрителю уже знаком магический восточный танец в версии главного балетмейстера театра.
Неизменной, тем не менее, останется соприкосновение с чудом, атмосфера волшебной сказки для детей и взрослых: яркая, воодушевляющая, праздничная!
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этих фотографий, взятых с сайта театра... Если это Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!