«Щелкунчик» не нужно долго представлять — как не нужно объяснять, что такое Новый год. Играет по-моцартовски прозрачная увертюра, падает снег, медово светятся окна дома Штальбаумов, а в доме горит огнями рождественская елка. Потом елка вырастает, пряничные солдаты сражаются с крысами, кукла для колки орехов превращается в принца, и все отправляются в страну сластей.
Лучшей на сегодня версией «Щелкунчика» считается постановка Василия Вайнонена, что с 1934 года идет в Мариинском театре — ее исполняют и на сцене Урал Оперы. Из первоначального сценария Вайнонен изъял фантастику и мистику, превратив действие в сон героини, и предпочел обойти стороной мрачные сгущения партитуры — даже знаменитое финальное адажио, в котором нередко слышат трагедийную интонацию, он трактовал как музыку праздничную и торжественную.
Зрители, что впервые готовятся увидеть «Щелкунчика», вправе ждать уютного и красочного спектакля-праздника, — но и те, кто идут на балет Вайнонена во второй и третий раз, будут щедро вознаграждены. Музыка и хореография «Щелкунчика» лишь кажутся хорошо знакомыми: можно долго вслушиваться в прихотливый оркестровый поток, где моцартианские фрагменты уживаются с кульминациями в духе Вагнера; в деталях изучать устройство кордебалетных ансамблей Вайнонена; восхищаться редким музыкальным и пластическим остроумием в сюите национальных танцев — и в конце концов обнаружить, что «Щелкунчик», хотя и признан классикой, есть произведение во многом неожиданное.
Елка в доме советника Штальбаума. Среди гостей — Дроссельмейер, кукольный мастер и часовщик, слывущий чародеем. Он показывает детям представление, в котором действуют принцесса и мышиный король, а потом заводит больших механических Арлекина, Коломбину и Мавра. Последний подарок Дроссельмейера, кукла-щелкунчик, не приходится по душе детям, но очень нравится дочери хозяев, Маше.
Часы бьют десять, гости расходятся. Маша отправляется спать и укладывает вместе с собой щелкунчика.
В полночь дом и все предметы в нем вырастают до исполинских размеров. В зале с елкой появляются огромные мыши во главе со своим королем. С ними сражается войско оловянных солдатиков, которым командует Щелкунчик. В решающий момент Маша, наблюдавшая за боем, бросает в мышиного короля туфельку, и Щелкунчику удается сразить противника.
Дроссельмейер превращает Машу и Щелкунчика в принца и принцессу. По пути в сказочный город Конфитюренбург они оказываются в снежном лесу и в гроте с летучими мышами. В городе сластей их ожидает большой праздник.
Светает, и Маша просыпается.
Фото Керелюк Ольги на сайте театра.