Программа, которую мы предлагаем вашему вниманию, сложилась во многом неожиданно. После отмены ряда проектов, в тот момент, когда один худрук ушел, а следующий еще не был назначен, в театр пришла команда сериала «Балет» – хореограф Владимир Варнава и режиссер Евгений Сангаджиев. Они поделились своей идеей: превратить спектакль, который ставит героиня фильма, в полноценное театральное произведение и показать его на сцене нашего театра. Как раз в этот момент мы начали диалог с директором театра Андреем Борисовым. В числе прочего мы обсуждали с ним музыку Альберто Хинастеры, которую я рассматривал для собственной постановки. Неожиданно оказалось, что арфовый концерт Хинастеры – одно из любимых произведений и Андрея Александровича.
Постепенно передо мной возникли контуры будущего балета. Два замысла, родившиеся независимо друг от друга, оказались рядом и вступили во взаимодействие, образовав драматургию вечера.
Когда я понял, что хочу ставить балет на музыку Альберто Хинастеры, я обратился к аргентинскому фольклору, читал сказки. Меня заинтересовала сказка «Нет никого справедливей смерти», она забавная и ироничная и в то же время несет в себе мудрость. Отталкиваясь от сюжета, мы решили подумать о вопросах мироустройства на примере главных персонажей и их судеб. Не стоит думать, что это какая-то мрачная история, в ней много юмора. Смерть – это не конец, а часть жизни, и она станет главным персонажем балета.
Это сказка, главные роли в которой играют Бог и Смерть. Каждый по-своему, они пекутся обо всех людях.
Жили были муж с женой, и были у них сын и дочь. И решил муж пригласить в крестные своим детям того, кто справедливей всех на свете. Первым ему встретился Бог, но показался недостаточно справедливым, потому что много дает одним и мало другим. Следом появилась Смерть. Уже она-то точно справедлива, поскольку приходит ко всем независимо от положения и достатка. Она и стала крестной.
В благодарность Смерть наделила своего кума даром врачевания. Если он видел Смерть в головах у больного, то знал, что помочь ничем нельзя. А если она сидела у ног, то выздоровление возможно. Смело брался он тогда за лечение, прослыл искусным врачом и разбогател.
Однажды заболела королевская дочь. Придя к принцессе, лекарь увидел, что Смерть сидит у нее в головах. Но король просил так настойчиво, и предлагал такие баснословные богатства, что он взялся за лечение и прогнал Смерть.
Не простила кума нарушения уговора. Оставив в покое принцессу, она пришла за мужем. Тот пытался скрыться, убежал из дома, сбрил волосы, чтобы его никто не узнал. Не найдя того, за кем пришла, Смерть решила забрать лысого беднягу, который попался ей на пути. Вот уж действительно не зря говорят, что нет никого справедливей смерти!
Автор фотографий – Житкова Карина