В спектакле «Русский Гамлет» хореограф обратился к фигуре Павла I – одного из наиболее загадочных и противоречивых персонажей отечественной истории. Ограничив хронологические рамки постановки периодом его наследничества, Эйфман блестяще изобразил трагическое противостояние неординарной и душевно хрупкой личности враждебному миру, построенному на насилии, вероломстве и лжи.
За годы активной сценической жизни спектакль с невероятным успехом демонстрировался в США, Франции, Италии, Германии, Австрии, Китае, Южной Корее, Аргентине и многих других странах. «По степени концентрации находок и сценических метафор, по эмоциональному накалу Эйфман на сей раз превзошел самого себя, ибо соревноваться ему не с кем. Два ведущих балетных критика Анна Киссельгоф и Клайв Барнс единодушно отдали ему пальму первенства в современном балете», – писала после просмотра «Русского Гамлета» известный журналист Белла Езерская. The New York Times в рецензии на постановку назвала Бориса Эйфмана «практически единственным хореографом, обладающим особым даром электризовать образы и театральные фантазии». Балет сошел со сцены в 2012 году.
В юбилейном 40-м сезоне Театра Эйфман, продолжая практику возрождения своих знаменитых спектаклей, сочиненных в 1990-е и успевших выпасть из репертуара, вновь обращается к «Русскому Гамлету». Оставив сюжетную канву балета без значимых изменений, он в то же время переосмысливает хореографическую партитуру, делая ее еще более и изобретательной, изысканной и эмоционально насыщенной.
Пролог
Россия времен царствования Петра III. Супруга Императора Екатерина унижена пьяными кутежами нелюбимого мужа. Фаворит помогает ей осуществить заговор против самодержца. Маленький Павел становится невольным свидетелем убийства отца.
Акт первый
Дворцовые покои. Павел одинок в окружении льстивых придворных, в атмосфере пустой суеты нянек, сплетен и интриг. Недосягаема мать-Императрица, рядом с которой всегда находится Фаворит. Власть для Екатерины неделима. Она не допускает сына до государственных дел.
Императрица решает, что ранний брак должен отвлечь Наследника от мыслей о восшествии на трон.
Павел счастлив с женой, но она полна честолюбивых планов и уговаривает мужа бороться за власть. Императрица узнает о ее замыслах. Ложь и коварство обыденны при дворе. Екатерина задумывает очередную интригу, и семейное счастье Наследника рассыпается после измены жены, ставшей добычей Фаворита. Но и этого недостаточно: смерть любимой – цена за стремление к престолу.
Акт второй
Лабиринты дворца пугают Павла холодной враждебностью, лишают надежды вырваться из- под власти Императрицы. Наследник грезит о громких военных победах. Но это – лишь иллюзия могущества.
В воспоминаниях Павел видит погибшую жену, свое детство, убитого отца.
Бал-маскарад, которым правит Императрица, перерастает в оргию. Павел приглашает Екатерину на театральное представление. Актеры, наученные Наследником, разыгрывают сцену убийства короля неверной женой и ее любовником. Императрица, распознавшая аллюзию на свое участие в заговоре, впадает в гнев. Павел впервые решается противостоять матери.
Фаворит пребывает в смятении. Ласками он пытается вернуть расположение Императрицы, но тщетно: его роль сыграна.
Призрак отца призывает Павла к мщению. В своих фантазиях Наследник совершает долгожданное возмездие: Фаворит умирает в объятиях тени убитого им царя. В круговороте образов Павлу является Императрица. Теперь ее черед, остается только опустить меч… но рука не поднимается нанести матери последний удар.
Плата Императрицы за трон – внутреннее одиночество. Страх смерти наполняет ее душу.
Даже мечты о восшествии на престол не приносят Павлу радости. Он предвидит роковой финал недолгого правления. Наследнику не суждено достичь славы матери. И Павел понимает: он лишь пленник собственных снов, отражение тревожных фантасмагорий.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этих фотографий, взятых с сайта театра... Если это Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!