Известный современный хореограф Эдвард Клюг вступает в диалог с драматургом Генриком Ибсеном, подарившим 19 веку своего героя – Пера Гюнта. Все мы мечтаем о счастье, многие из нас уверены, что рождены для великих дел. Таков и герой ибсеновской драмы, ищущий себя и свое предназначение в царстве снов и полумистической яви. Мир стремительно меняется вокруг, но непростая история скандинавского фольклорного героя близка и современному человеку. Именно поэтому к Перу Гюнту – персонажу далеко не однозначному – обращаются художники и сегодня. Эдвард Клюг рассказывает о нем современным балетным языком, балансируя на грани театра абсурда и сюрреализма. Проводником в таинственный мир Пера Гюнта становится музыка Эдварда Грига, прославившая драму Ибсена далеко за пределами родной Норвегии.
"Действие первое
Пер Гюнт грезит об охоте на белого оленя. Он делится фантазиями со своей матерью Осе, которая называет его лгуном и бездельником. Мать сетует на сына за то, что он упустил возможность жениться на Ингрид – подруге детства Пера. Женитьба на Ингрид помогла бы свести концы с концами и выбраться из нужды, в которую семья погрузилась после смерти нерадивого отца Пера. А теперь Ингрид выходит замуж за Маса Мона, самого богатого холостяка во всей округе. Пер присоединяется к свадебной процессии, но его мать опасается, что он испортит всем праздник.
Пир начинается и праздничная толпа приветствует жениха и невесту. Только Ингрид грустит – она думает о Пере, с которым у нее когда-то был роман. В отличие от невесты, жених весел и доволен свадьбой. Присутствие Пера на торжестве привлекает женские взоры. Множество девушек восхищается его танцем, в то время как мужчин провоцирует и раздражает его поведение. Среди гостей – юная девушка по имени Сольвейг и ее младшая сестра Хельга. В какой-то момент Пер и Сольвейг оказываются рядом и их танец вызывает ревность Ингрид и недовольство толпы. Хельга берет Сольвейг за руку и уводит с праздника. Пер подходит к Ингрид и они танцуют, что приводит гостей в замешательство. Кузнец Аслак развязывает ссору с Пером. Деревенские жители пытаются успокоить Аслака выпивкой, но Пер не в силах прервать драку и поражает соперника на глазах у всех гостей. Аслак хватается за топор, чтобы отомстить за себя, но тут вмешивается Смерть. Пользуясь случаем, Пер уводит Ингрид. Они проводят вместе страстную ночь, но Пер довольно быстро пресыщается и отсылает Ингрид назад.
Появляются три пастушки и пытаются соблазнить Пера. Внезапно перед ним возникает таинственная Женщина в Зеленом. Она указывает ему путь в царство троллей. Впечатленный картиной богатства подземного царства, Пер решает жениться на Женщине в Зеленом, которая оказывается дочерью Старшего тролля. Старший тролль согласен отдать Перу руку своей дочери и медленно открывает юноше ее истинное лицо. Женщина в Зеленом начинает свой странный танец. Наконец, когда она приближается к Перу чтобы поцеловать его, он в ужасе видит ее лицо и пытается убежать. Женщина в Зеленом хочет оставить Пера с собой – ведь она носит его пока не рожденное дитя. Пер протестует и отрицает свое отцовство. Старший тролль разгневан и жаждет мести. Неожиданно гнев тролля прерывает появление маленькой Хельги, которая бьет Пера, напоминая ему о его обещании Сольвейг. В царстве появ-ляется Смерть и останавливает кровожадных троллей. Рассеяв угрозу, Смерть рисует на холсте Пера на фоне окружающего пейзажа. Появляются Хельга и Сольвейг. Оказавшись наедине, Пер и Сольвейг клянутся друг другу в вечной любви.
Их романтическое единение прерывается криком оленя, предвещающим смерть Осе. Пер возвращается домой и находит мать на смертном одре. Чтобы облегчить ее страдания, Пер рассказывает красивую историю, которая уносит их в далекие прекрасные времена его детства.
Действие второе
Прошло несколько лет. Теперь Пер – очень состоятельный человек. Он отправляется в путешествие в марокканскую пустыню, где встречает Анитру, дочь бедуинского вождя. Пер сражен ее экзотической красотой, но все, что интересует Анитру – это богатство странника. Обобрав Пера до нитки, она бросает его на чужбине в полном одиночестве – почти полном, так как Пер встречает загадочного Незнакомца. Судьба сводит странствующего Пера с доктором Бегриффенфельдтом, который приглашает его в «особое место». В конце концов, Пер осознает, что оказался в сумасшедшем доме. Его окружают четверо безумцев, которые весьма обеспокоены появлением Пера. Бегриффенфельдт проводит над Пером ряд психологических экспериментов и тщательно записывает реакции пациента. Пер истощен и находится на грани нервного срыва. Его заветное желание «быть кем-то другим» воплотилось в реальности – друзья по несчастью в сумасшедшем доме венчают его как короля.
Пер опускается на дно жизни. Горько разочарованный, ему приходится заглянуть правде в глаза, но правда ускользает от него. В его воспаленном воображении возникает картина злосчастной свадьбы Ингрид с Масом Моном. Среди гостей на свадьбе – Женщина в Зеленом с новорожденным младенцем на руках. Вместе с толпой она приветствует молодоженов.
Оказавшись перед судом совести, Пер вспоминает Сольвейг. Но таинственный Незнакомец вновь возникает на его пути, уговаривая Пера лечь в его гроб. Но Пер не сдается – он пытается купить еще несколько мгновений бытия.
Сольвейг, которая долгие годы ждала Пера, состарилась и ослепла. К Перу приходит горькое осознание того, что он бессмысленно растерял все самое дорогое, в особенности – любовь Сольвейг. Он находит последнее прибежище в ее объятиях, но их жизненный путь наконец окончен. Возможно, им удастся еще найти свое счастье в другой жизни, в другое время..."