Воплотить великий роман Льва Толстого на челябинской сцене удалось балетмейстеру- постановщику из Санкт-Петербурга заслуженной артистке России, лауреату профессиональной балетной премии «Душа танца» Вере Арбузовой. Однако в знакомый сюжет были введены новые действующие лица.
«В балете есть три мистических персонажа, которые являются прототипами Карениной, Вронского и Каренина. Они демонстрируют внутренние переживания главных героев, являются связующей нитью спектакля. Тогда люди были воспитаны по-другому. То, что Вронский не говорит Анне или то, что Каренин не может при людях сказать своей жене – все это показано через мистических персонажей», – балетмейстер-постановщик Вера Арбузова.
Оригинальные декорации и костюмы к спектаклю создала актриса и балерина «Ленинград Центра» Виолетта Жигалина. Над видео работала лауреат всероссийского конкурса Екатерина Аронова (Санкт-Петербург).
Необычный замысел постановки поддерживает музыка русских и зарубежных композиторов. В балете звучат восхитительные произведения Бриттена, Монтеверди, Респиги, Моцарта, Рахманинова и Левашкевича.
Премьера «Анны Карениной» состоялась в июне 2019 года на XI Международном фестивале «В честь Екатерины Максимовой», а уже в сентябре спектакль был представлен в Уфе на XXII Международном фестивале балетного искусства имени Рудольфа Нуреева.
Балету «Анна Каренина» рукоплескал Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и другие города Китая, которые посетила с гастролями челябинская труппа.
«Южноуральская панорама»: «Мгновенно сменяющиеся полотна переносят нас то в Венецию, то на ипподром, то в танцевальные залы Москвы и Петербурга. Мало того, они также передают настроение героев спектакля».
«Челябинский обзор»: «Сделано все очень технично, зловеще и красиво. Вообще, декорации в спектакле целиком и полностью соответствуют и букве первоисточника, и стилю постановки».
Пролог «Перрон»
Неизвестный герой создает то цветные, то черно-белые рисунки от руки, которые возникают на экране. Возможно, автор не слишком искусный художник, но то, что он создает память на века о жизни любимой женщины – не вызывает сомнений!
Впервые на сцене возникают три белые фигуры – Мистические персонажи. В прологе – это Мастера железной дороги, которые проверяют исправность всех механизмов поезда, а в конце они и сами становятся частью пугающей и смертоносной машины.
На втором плане – Алексей Александрович Каренин с сыном провожает свою жену Анну в Москву.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая «Московский бал»
На балу присутствовал весь высший московский свет. «Вронский никогда не знал семейной жизни... В Москве в первый раз он испытал, после роскошной и грубой петербургской жизни, прелесть сближения со светскою, милою и невинною девушкой, которая полюбила его. Ему и в голову не приходило, чтобы могло быть что-нибудь дурное в его отношениях к Кити». Пока в жизни Вронского не появляется Анна Каренина.
Первая встреча Вронского с Анной изменила его планы о счастливой семейной жизни с Кити.
Мистические персонажи проявляют все истинные чувства, мысли и переживания трех героев: Кити, Вронского и Анны. Бал навсегда разводит Кити и Вронского и навсегда соединяет его и Анну.
Картина вторая «Перрон»
Случайная встреча Алексея Вронского и Анны Карениной на перроне вокзала оказывается роковой – Алексей признается Анне в своих чувствах.
Картина третья «Дом Каренина»
Картина гармоничной семейной жизни: Анна и ее семья счастливы. Сын играет с ней в игры, а важный отец семейства уделяет каждую свободную минуту своим родным.
Картина четвертая «Парадный зал»
Обед, где собрался весь высший свет Петербурга. Весь вечер Вронский и Анна разговаривали за отдельным столиком.
Картина пятая «Спальня Каренина»
Каренин ожидает возвращения Анны и понимает, что их отношения больше не будут прежними.
Картина шестая «Спальня Вронского»
«То, что почти целый год для Вронского составляло исключительно одно желанье его жизни, заменившее ему все прежние желания; то, что для Анны было невозможною, ужасною и тем более обворожительною мечтою счастия, – это желание было удовлетворено... Она чувствовала себя столь преступною и виноватою, что ей оставалось только унижаться и просить прощения; а в жизни теперь, кроме его, у ней никого не было, так что она и к нему обращала свою мольбу о прощении. Она, глядя на него, физически чувствовала свое унижение и ничего больше не могла говорить. Он же чувствовал то, что должен чувствовать убийца, когда видит тело, лишенное им жизни. Это тело, лишенное им жизни, была их любовь, первый период их любви». Период их первой любви заканчивается осознанием того, что Анна должна родить ребенка от Вронского.
Картина седьмая «Скачки» «Скачки должны были происходить на большом четырехверстном эллиптической формы кругу пред беседкой». Скачки начались. Вронский был впереди, но вдруг он упал. «Вронский касался одной ногой земли, и его лошадь валилась на эту ногу. Он едва успел выпростать ногу, как она упала на один бок, тяжело хрипя, и, делая, чтобы подняться, тщетные усилия своей тонкою потною шеей, она затрепыхалась на земле у его ног, как подстреленная птица. Лошадь сломала себе спину, и решено было ее пристрелить.
Вронский не мог отвечать на вопросы, не мог говорить ни с кем. Он повернулся и, не подняв соскочившей с головы фуражки, пошел прочь от ипподрома, сам не зная куда. Он чувствовал себя несчастным. В первый раз в жизни он испытал самое тяжелое несчастие, несчастие неисправимое и такое, в котором виною сам». Каренин захотел уехать, но Анна осталась.
Картина восьмая «Дом Каренина»
Анна уходит от Алексея Каренина. Каренин отпускает ее, но сыну говорит, что мама умерла.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина первая «Италия. Комната в отеле»
Лишь изредка мысли о сыне, доме и муже возникают перед взором Анны. Картины, которые представляет Каренина, ярко разыгрывают для зрителей Мистические персонажи.
Картина вторая «Венецианский карнавал»
Венецианский карнавал. Этот великолепный праздник собирает множество талантливых артистов, которые устраивают театральные представления, одно из таких выступлений видят Вронский и Анна. Представление театра «Dell'arte» – сценка, разыгранная тремя масками Панталоне, Венецианской дамы и Бауты, – трогает Анну, вызывает в ней чувство вины. Это неминуемо приводит к ссоре с Вронским. Анна уходит в отель одна.
Картина третья «Сон Анны»
Анна Каренина все чаще думает о сыне. Вернувшись в отель, она принимает морфий и засыпает. Анне чудится рай, который она покидает из-за Вронского. Вронский – тот, кто искушает ее.
Картина четвертая «Дом Карениных» Вронский и Анна скучают по Петербургу и по родным. Они принимают решение вернуться в Россию.
Картина пятая «Театр»
Анна приезжает в оперу, но ее явно не принимают с радушием. Она сидит в своей ложе. Сплетни оплетают ее как паутина. Алексей Вронский приезжает в театр, но не заходит к ней в ложу. Анна и Вронский ссорятся.
Картина шестая «Перрон»
Анна, желая уехать от Вронского как можно дальше, едет на вокзал. «Туда! – говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпалы, – туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя». Анна падает на рельсы перед поездом.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этих фотографий, взятых с сайта театра... Если это Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!