Произведения великого английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира на протяжении трех веков служат источником вдохновения для художников, артистов, композиторов. На темы шекспировских пьес написаны сотни опер и балетов, его трагедии, комедии, сонеты стали основой для многих сочинений симфонической, камерно-инструментальной и вокальной музыки. Причиной тому – певучесть, музыкальность поэзии Шекспира, глубокий драматизм и неисчерпаемая актуальность, свойственные вечным сюжетам его произведений.
Имена всемирно прославленных композиторов В. Беллини, Дж. Верди, Ш. Гуно, Дж. Россини, Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Ф. Мендельсона, К. Орфа, Р. Шумана, Р. Штрауса, Б. Бриттена, наших соотечественников П. Чайковского, А. Варламова, Б. Асафьева, А. Рубинштейна, С. Прокофьева, В. Шебалина, А. Хачатуряна, М. Таривердиева в истории музыки навсегда связаны с творчеством великого писателя. Даже на фоне общего, неубывающего интереса к произведениям Шекспира у трагедии «Гамлет» – особая судьба. Ее сюжет вдохновил многих композиторов. К «Гамлету» писали музыку Ф. Лист, А. Тома, Г. Берлиоз, многие другие выдающиеся музыканты.
Одно из ярчайших воплощений гамлетовская тема обрела в творчестве Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. В 1932 году он создал музыку к спектаклю «Гамлет» в театре им. Е. Вахтангова в постановке Николая Акимова, в 1964 году написал музыку к одноименному кинофильму режиссера Григория Козинцева. На основе театральной и кинематографической постановок композитором были созданы оркестровые сюиты, обретшие в дальнейшем самостоятельную жизнь.
Образно-эмоциональный мир музыки Шостаковича, как и трагедии Шекспира, потрясает широтой и разнообразием. Высочайший сплав интеллектуального и эмоционального начал, характерных для творчества композитора, достигает здесь наиболее яркого воплощения. Автор глубоко проникает в образный мир, подтексты, характеры и взаимоотношения героев. Лаконично и одновременной мощно звучат отдельные темы – Гамлета, Призрака, Офелии. Музыка к «Гамлету», в значительной мере отразившая личный жизненный опыт композитора, – объемная, яркая, темпераментная, импульсивная.
Именно эти качества привели авторов спектакля к мысли о создании балета «Гамлет». Соединив в оригинальную музыкальную ткань фрагменты Первой, Пятой и Десятой симфоний Шостаковича, музыки к спектаклю и кинофильму «Гамлет», других его сочинений, постановщики создали «полномасштабный» двухактный балетный спектакль. Новое воплощение средствами хореографии одного из величайших произведений мировой литературы – еще один шаг на пути к вершинам человеческого духа.
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
В связи с безвременной кончиной государя в стране объявлен траур. У гроба - вдова Гертруда, брат Клавдий, сын Гамлет. Идет церемония прощания. Мимо гроба проходят государственные деятели, чиновники, дипломаты, военачальники, простые граждане. Во внутренних покоях слуги убирают знаки траура. Зал дворца преображается в честь предстоящего бракосочетания Гертруды и Клавдия.
Появляется Гамлет. Он одинок на этом празднике и не может смириться с потерей горячо любимого отца. Его смущает поспешность, с которой мать решила вступить в новый брак. Объятому горем Гамлету является зловещая тень. Это Призрак - одно из воплощений потусторонних сил. Он рассказывает о том, что государь, отец Гамлета, был коварно убит родным братом. Гамлет в смятении. Отныне его жизнь меняется. Должен ли он отомстить Клавдию за смерть отца? Правду ли сообщил ему Призрак?
На площади перед дворцом начинается парад в честь Клавдия, нового властителя. Под бравурные звуки марша мимо трибун идут спортсмены. В толпу врывается обуреваемый сомнениями Гамлет. Клавдий раздражен поведением племянника. Полоний, ближайший советник государя, предлагает устроить встречу Гамлета со своей дочерью Офелией, чтобы узнать, чем тот озабочен. Клавдий остается один. Появляются Розенкранц и Гильденстерн. За внешностью бывших друзей и однокашников Гамлета по университету скрываются фантомы, которых Клавдий призвал на помощь.
В одном из закоулков дворца встречаются Гамлет и Офелия. Молодые люди любят друг друга. Однако колебания, связанные со смертью отца, мешают Гамлету. Он сообщает девушке, что должен с ней расстаться.
Из своего укрытия к Гамлету выходят Розенкранц и Гильденстерн. Они стараются убедить его в чистоте своих помыслов. На какое-то время беседа отвлекает Гамлета от мрачных мыслей, но он начинает догадываться, по чьему заданию приехали сюда его бывшие друзья. Начавшуюся было ссору прерывает компания молодых людей - самодеятельных артистов. Гамлет просит их сыграть драму о злодейском убийстве короля - «Смерть Гонзаго».
Во внутренний дворик дворца собираются зрители. Появляются Гертруда и Клавдий. Начинается представление. Потрясенный сценой отравления короля, Клавдий в ужасе. Он разоблачен.
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
Гамлет в раздумье. Он решает мучительный вопрос - быть или не быть... Отомстить виновнику смерти отца или оставить Клавдия безнаказанным.
Во дворце Новогодний бал-маскарад. Здесь Офелия, Лаэрт, Розенкранц, Гильденстерн, Полоний. Гамлет всем своим видом показывает окружающим, что он не в себе. Гертруда просит Гамлета пройти в ее покои.
Спальня Гертруды. Мать просит сына держать себя в руках, быть помягче с отчимом. Гамлет в свою очередь упрекает мать в поспешном бракосочетании с Клавдием. Играя клинком, он делает несколько выпадов. После одного из ударов из-за портьеры на пол падает труп Полония.
Во дворце продолжается Новогодний бал. В зал входит Гамлет. Он тащит за собой труп Полония. Лаэрт видит убитого отца, бросается к Гамлету. Однако Клавдий отводит его в сторону. Появляется Офелия. Она подходит к Гамлету. Он отворачивается, показывает ей ладони, на которых кровь убитого.
Офелия остается одна. Жизнь для нее потеряла всякий смысл. Она умирает. Гамлет мысленно обращается к образу Офелии, прощается с любимой. Лаэрт глубоко переживает смерть сестры и отца.
Входит Клавдий. Лаэрт просит у него помощи и совета. Тот предлагает во время спортивного поединка заменить рапиру на заточенный стальной клинок и убить Гамлета. Лаэрт отказывается. Входит королева. Клавдий заключает ее в объятия, целует. Его ласки говорят о безмерной любовной страсти, которую он испытывает к супруге.
В спортивном зале идут приготовления к поединку фехтовальщиков. Трибуны заполняются зрителями. На почетном месте Клавдий и Гертруда. В зале появляются Лаэрт и Гамлет. Начинается поединок. Во время боя Клавдий передает Лаэрту боевой клинок. Клавдий бросает в кубок яд и предлагает Гамлету выпить отравленное вино. Гамлет отказывается. Неожиданно кубок берет Гертруда. Клавдий хочет ее остановить, но она выпивает отравленное вино. Продолжая поединок, Лаэрт наносит Гамлету смертельную рану. Гамлет вынуждает его обменяться оружием и, сделав выпад, пронзает грудь Лаэрта. Тот падает. Гамлет видит, как Гертруда, выронив кубок, оседает на землю.
Перед смертью Лаэрт показывает на Клавдия, по чьему наущению дрался боевым оружием. Клавдий пытается спастись бегством, но Гамлет поражает его ударом клинка. Клавдий мертв. Но и Гамлет обречен на смерть. Силы покидают его. Гамлет умирает... В связи с безвременной кончиной государя в стране объявлен траур. Мимо гроба, отдавая последнюю дань своему властителю, проходят подданные - высокопоставленные чиновники, придворные, воины, простые граждане...
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этих фотографий, взятых с сайта театра... Если это Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!