"«Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» – второе обращение Бориса Эйфмана к биографии и художественной вселенной знаменитого комедиографа. Как и представленный в 2001 году спектакль «Дон Жуан и Мольер» (превзошедший, по мнению критика The New York Times Анны Киссельгоф, все предыдущие работы хореографа), новый балет черпает драматургическую энергию в противоречивом единстве театра и действительности, в сложных, порой парадоксальных связях между автором и его персонажами. Однако теперь портрет многомерной личности французского литератора и актера прорисовывается Эйфманом с еще большей рельефностью.
Оказываясь по ту сторону занавеса, зритель осознает, из какого «сора» интриг, терзаний и забот возникают бессмертные комедии. Сам хореограф называет Мольера, создавшего свой театр, наиболее близким для себя художником.
Колоритные декорации, тщательно продуманные костюмы, динамичная световая партитура эффектно подчеркивают драматичный контраст между пленительным миром сцены и горестным повседневным бытием творца."
"Акт первый.
Клонится к закату жизнь гениального драматурга Жана-Батиста Мольера. Смертельно больной, он продолжает писать.
Супруга Арманда, изменяющая мужу с очередным поклонником, прерывает напряженную работу. В воспоминаниях Мольер переносится в дни молодости.
Хлопотные будни труппы, скитающейся по французской провинции. Глава театра Жан-Батист репетирует с артистами, гасит вспыхивающие скандалы, выходит на подмостки. Рядом с Мольером Мадлена – верный друг и яркая актриса. Здесь же, среди комедиантов, ее юная дочь Арманда.
Кочующее театральное семейство решает попытать удачу в столице. Блеск и роскошь Парижа кружат голову. Премьера «Школы жен» в Пале-Рояле – долгожданном актерском доме – завершается успехом. Труппа чествует своего директора Мольера.
Нерадостно возвращение престарелого Жана-Батиста в реальность, к неверной Арманде. Сколько боли приносит ему это кокетливое создание! И только воспоминания о былом счастье с Мадленой согревают израненную душу…
Новые замыслы просятся на бумагу. Сочиненный Мольером «Тартюф» безжалостно бичует ханжество и лицемерие общества. Смелая пьеса приводит поборников морали в ярость, и ответный выпад святош не заставляет себя ждать. Лишь покровительство короля Людовика XIV спасает драматурга.
Арманда становится возлюбленной Жана-Батиста. Мадлена покидает театр. Арманда и Мольер сочетаются браком.
Акт второй
Грандиозный придворный спектакль подготовлен Жаном-Батистом. Король предстает перед публикой в образе Солнца, Арманда – в роли Луны.
Легкомысленное поведение жены гнетет Мольера, бессильного изменить что-либо. Комедиограф находит утешение в творческих фантазиях. Желая отомстить ненавистным щеголям, разрушающим семьи, он предлагает зрителям пьесу о Дон Жуане.
Покоритель женских сердец, ведомый пером Жана-Батиста, оказывается добычей двух цепких крестьянок.
Между Мольером и Армандой вырастает стена отчуждения. И тем пронзительнее умиротворенные образы прошлого, в котором Жан-Батист, Мадлена и маленькая Арманда были вместе.
Бал в замке Командора. В числе гостей – Дон Жуан. Благородная любовь Командора к жене Донне Анне вызывает в коварном искусителе зависть. Хозяин празднества с супругой гибнут в поединке с Дон Жуаном.
Шумная гулянка отвлекает Жана-Батиста от сочинительства. Арманда привычно окружена кавалерами.
В кошмарных галлюцинациях Мольер видит себя рогоносцем. Наваждения сменяются градом насмешек.
Постановка о Дон Жуане вновь исполняется на сцене. Мольер играет слугу Сганареля. Арманда – соблазненную Дон Жуаном монахиню Эльвиру. В финале само небо карает нечестивца, низвергаемого в преисподнюю.
Мольер ужасается Дон Жуану. Однако жажда повторить наполненный наслаждениями путь великого грешника и подчинить Арманду власти дьявольских чар слишком сильна. В мечтах Жан-Батист преображается в сотворенного им героя, упиваясь демонической мощью Дон Жуана.
Спектакль запрещен, театральное имущество описывают приставы. Страшный кашель сотрясает измученное тело Мольера. Но даже свое угасание Жан-Батист превращает в комедию, высмеивающую лекарей-шарлатанов.
В прощальных светлых видениях Мольеру является Мадлена. Королевская милость утрачена. Гонения обрушиваются на беззащитного комедиографа.
Смерть уводит Мольера в бессмертие."