"Балет Бориса Эйфмана «Чайковский. PRO et CONTRA» – итог многолетнего осмысления хореографом личности и творческого мира великого композитора. Премьера состоялась незадолго до юбилея Эйфмана, который 22 июля 2016 года отметил 70-летие.
П. И. Чайковский – пожалуй, самый любимый композитор хореографа. На его музыку поставлены такие знаковые спектакли, как «Идиот» (1980), «Красная Жизель» (1997), «Мусагет» (2004), «Анна Каренина» (2005) и «Евгений Онегин» (2009).
Отдельно необходимо отметить балет «Чайковский», выпущенный в 1993 году и с неизменным успехом демонстрировавшийся по всему миру. Сегодня хореограф предлагает новое, оригинальное пластическое высказывание, соответствующее современным художественным и технологическим возможностям балетного театра.
«Обращаясь на протяжении многих лет к музыке Чайковского, я понял, насколько глубок, бездонен мир композитора. Осознал разнообразие тем, связанных с его творчеством, психической сущностью, взаимоотношениями с близкими. Все это не было в достаточной степени исследовано мной ранее. Мне хотелось создать произведение, в котором я мог бы глубже погрузиться в стихию творческих мук Чайковского», – говорит Эйфман.
Хореографический текст новой постановки, как нельзя лучше гармонирующий в эмоционально-драматургическом плане с музыкой композитора, отличается разнообразием и предельно точно передает внутренние переживания героев. Изобретательность пластического языка позволила Борису Эйфману проницательно исследовать внутренний личностный раскол, который мучительно переживался Чайковским, стал источником невыносимых душевных страданий и предопределил трагически исповедальное звучание его произведений.
Основу повествовательной ткани балета составляют наполненные фантасмагорией воспоминания умирающего композитора. Перед глазами изможденного Чайковского проносится вся его жизнь – как горячечное предсмертное видение. Развивая принцип многоликости героев, их распадения на целую галерею образов, Эйфман намеренно усложняет конструкцию спектакля и структуру персонажей. Аллюзии на великие творения композитора – балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» – смыкаются с фантазиями на тему опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Тайна рождения нетленных шедевров, появляющихся словно наперекор миру повседневности с его низменной суетой, находится в центре внимания хореографа-мыслителя и становится ключевой философской проблемой спектакля."
"Акт первый.
Уходит из жизни великий композитор. В угасающее сознание врываются мучительные видения.
Близкие пытаются облегчить последние минуты Чайковского. В его памяти воскресают картины прошлого.
Одиноко юному композитору в Петербурге. Фон Мекк становится покровительницей Чайковского.
Происходит знакомство Петра Ильича с Антониной Милюковой.
Черные птицы сомнений терзают Чайковского. Рядом – его рок, второе «Я», многоликий искуситель. Он – Ротбарт и Дроссельмейер, ангел-хранитель и злой демон. Спасение – в мире творческих грез.
Чайковский создает «Щелкунчика». Герои композитора побеждают зло и обретают счастье. Ему же остается лишь боль одиночества.
Забота фон Мекк вдохновляет Чайковского.
Мгновения триумфа сменяются настойчивыми притязаниями Милюковой.
Не прекращается внутренний диалог композитора.
Осуждение общества подталкивает Чайковского к свадьбе с Милюковой.
Акт второй.
Стремление быть таким, как все, обрекает композитора на пытки.
Поддержка фон Мекк помогает Чайковскому жить и работать. Но как унизительно принимать подаяние!
Чайковский находит спасительное забвение в творческом труде. На нотных листах оживают герои пушкинского «Евгения Онегина».
Безрадостно возвращение в повседневный мир. Отвергнутая Милюкова отдается низменным страстям.
Композитор сочиняет «Пиковую даму», погружаясь в таинственный мир карточной игры.
Безумие обволакивает Милюкову, и Чайковский в ужасе отступает от этой бездны.
Прерывается переписка с фон Мекк… Измученный композитор делает последний шаг – в бессмертие."