"«Эффект Пигмалиона» – первый за последние годы опыт обращения Бориса Эйфмана к комедийному (или, точнее сказать, трагикомедийному) жанру, признанным мастером которого является хореограф.
Продолжая обретать вдохновение в соприкосновении с мировым культурным наследием, Эйфман предлагает зрителям балетную интерпретацию архетипического сюжета о скульпторе, влюбившемся в созданную им статую прекрасной девушки. Роль неистового творца в драматургической конструкции спектакля отведена преуспевающему исполнителю бальных танцев, который решает «изваять» из нескладной представительницы городских низов виртуозную артистку. Внутреннее и внешнее преображение героини происходит под музыку Иоганна Штрауса-сына, причем с произведениями «короля вальса» хореограф работает впервые в своей насыщенной творческой карьере.
Неутомимый исследователь души, Борис Эйфман почерпнул обоснование названия нового балета в трудах по психологии, где понятие «эффект Пигмалиона» означает феномен влияния ожиданий на действительность. Так, человек, воспринимаемый другим как талантливый, будет ощущать уверенность в себе и добиваться успеха.
Поразительная пластичность личности, способной непредсказуемым образом меняться в соответствии с установками и мечтами, находит исчерпывающее художественное и философское раскрытие в спектакле Эйфмана."
"Акт первый.
Обитательница городских трущоб Гала зазывает туристов прокатиться в карете, которой правит ее отец Холмс.
Жизнь Лиона, звезды бальных танцев, несравненно ярче. Он встречает новый день в своем роскошном доме в окружении служанок, возглавляемых суровой Гретой.
Гала восторженно наблюдает за турниром по бальным танцам. Лион и его партнерша Тея – фавориты. Увы, досадная ошибка лишает их победы.
Гала защищает Лиона от налетчиков и попадает в дом любимца публики. Сюда же проникает Холмс, пытающийся шантажировать знаменитость. Гала убегает прочь. И все же знакомство с непривычным и манящим миром не проходит бесследно: в девушке зарождаются мечта о танце и чувства к Лиону.
На мрачных окраинах города Холмс вместе с собутыльниками устраивает гульбу. Обессилев, компания затихает. Во сне Холмса посещает посланник небес, запрещающий ему излюбленные развлечения – женщин и выпивку.
Появление Галы в танцевальном классе вызывает всеобщее замешательство. Лион заключает с Тренером пари: он сделает звезду из этой неуклюжей девицы.
Акт второй.
Гала подвергается изнурительной муштре. Совсем не таким виделось ей обучение. Тело, привыкшее к грубым движениям, отчаянно сопротивляется незнакомой пластике. Улучив момент, служанки выгоняют ненавистную «дикарку» из дома Лиона.
Холмс то пускается во все тяжкие, то проповедует трезвость и целомудрие.
Лион находит подавленную Галу и искушает ее картинами будущего триумфа. Возобновляются занятия-мучения. Проводимая Лионом дрессировка безрезультатна. Остается прибегнуть к современным технологиям, которые превращают Галу в танцующую куклу.
Тея отбивает партнера у одной из конкуренток. Лион приводит Галу в танцевальный класс. Все потрясены ее преображением и поздравляют учителя, игнорируя ученицу. Девушку охватывает ярость.
Поддержка Тренера помогает Гале осознать собственный талант.
Примирившиеся Гала и Лион одерживают победу на турнире. Но расставание неизбежно. Лион не способен забыть прошлое партнерши. Жители трущоб чествуют свою королеву. Однако все мысли Галы – о Лионе, соединиться с которым ей суждено лишь во сне…"