Идея этого спектакля родилась в Новосибирске, где я ставил «Весну священную» Стравинского. Она шла во втором акте, а в первом была «Свадебка». Я тогда впервые услышал эту музыку и просто сошел с ума. Сказал себе: «Я хочу это сделать. Я поставлю это». И когда мы через какое-то время встретились с Алевтиной Иоффе и начали обсуждать, что бы сделать вместе, мы практически вместе сказали: «Делаем «Свадебку», потому что сила и мощь Алевтины и моя энергия как раз подходят для этого произведения.
Конечно, я очень много читал и изучал русские обряды — я вообще очень уважаю обряды, я же наполовину африканец, а там традиции едва ли не более важны, чем законы. И, конечно, начав работать над «Свадебкой» Стравинского, я стал читать, искать, смотреть все, что только мог. Я искал вдохновения. И я понял в какой-то момент, что свадьбы везде, в Китае и на Украине, в Сибири или в Африке, проходят примерно одинаково. Да, отличаются костюмы, цвета, какие-то детали, но общий ход ритуала один и тот же.
Вот сегодня утром я видел по телевизору традиционную узбекскую свадьбу — она почти в точности такая же, как традиционная африканская свадьба, или свадьба у испанских цыган — а эти обряды я очень хорошо знаю, потому что у меня много друзей цыган.
Но я ставлю спектакль совершенно не про это. Моя «Свадебка», наша «Свадебка», будет о той свадьбе, которой никогда не было в реальности. Но она все-таки состоялась — в воображении Вацлава Нижинского, легендарного артиста, великого танцовщика ХХ века. Да, он будет в нашем спектакле — уже больной, в психиатрической клинике, уже сломленный разрывом с Россией, с Дягилевым, с Ballets Russes, с Анной Павловой, с Карсавиной — со всем своим миром. Для него, невероятно возбудимого, нервного, этот разрыв имел необратимые последствия. И вот он в госпитале — один, сломленный. Он чувствует себя ужасно. Я очень подробно изучил этот период его жизни — видел все фотографии, где он в больнице, прочел все его дневники — «Разговоры с Богом». Там есть страницы поэтичные, есть драматичные, есть — полные трагизма, а есть те, читая которые ты думаешь: «он совершенно сумасшедший!» Именно в этом дневнике я черпал свое вдохновение.
Итак, перед нами Нижинский, у ног которого был весь мир. Теперь он заперт один в комнате, и он вспоминает все то, что раньше составляло его жизнь. И эта «Свадебка» — это свадебка Нижинского с Дягилевым, с Карсавиной, с Павловой, с Ballets Russes, с Россией, с его женой, с небесами, с жизнью. Это будет мощный спектакль. Предельно живой спектакль. Спектакль о сильных эмоциях, таких неистовых, как ветер в Сибири, который сбивает тебя с ног.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этих фотографий, взятых с сайта театра... Если это Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!