ФИО: Стуколкина Нина Михайловна
Дата рождения: 13 (26) августа 1905 г.
Место рождения: с. Кузнечко Тверской губернии (ныне Большое Кузнечково Тверской области).
Дата смерти: 2 марта 1999 г.
Место смерти: г. Санкт-Петербург
Звания/награды:
Заслуженная артистка РСФСР (1956 г.)
Заслуженная артистка Белорусской ССР (1972 г.)
Профиль авторизован в августе 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Государственное Петроградское академическое театральное (балетное) училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
Дата окончания: 1922 г.
Педагоги: О. И. Преображенская, М. Ф. Романова, А. Я. Ваганова, А. М. Монахов, И. Ф. Кшесинский
Место работы: Петроградский академический театр оперы и балета; с 1935 – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1922 г.
Дата окончания работы: 1958 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Родные поля» (балетмейстер Андреев) Стеша – первая исполнительница
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Уличная танцовщица – первая исполнительница
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Фламенко – первая исполнительница
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Служанка – первая исполнительница
«Щелкунчик» (балетмейстер Ф. Лопухов) Кофе – первая исполнительница
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Восточный танец – первая исполнительница
«Коппелия» (новая редакция Чекетти) Сванильда
«Египетские ночи» (балетмейстер Фокин) Вереника, еврейский танец
«Дон Кихот» Мерседес, уличная танцовщица, цыганский танец
«Золотой век» (балетмейстеры Вайнонен, Якобсон, Чеснаков) Комсомолка
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Тереза
«Гаянэ» (балетмейстер Анисимова) Айша
«Баядерка» (балетмейстер Петипа) Индусский танец
«Баядерка» (редакция Пономарева, Чабукиани) индусский танец
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) Эфиопская принцесса
«Конек –горбунок» Жена Хана, уральский, восточный, украинский танцы, рапсодия
«Раймонда» (балетмейстер Петипа) панадерос
«Раймонда» (редакция Сергеева) панадерос
«Лебединое озеро» (балетмейстеры Л. Иванов, Петипа) чардаш, испанский танцы
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) венгерский, испанский танцы
Танцы в операх:
«Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). Польский акт. (балетмейстеры А. Лопухов, Корень) Краковяк – первая исполнительница
«Хованщина» Персидка (балетмейстер Захаров) – первая исполнительница
«Князь Игорь». Половецкие пляски. (балетмейстер Фокин) Половчанка
«Кармен» Зоронго (балетмейстер Ф. Лопухов)
«Кармен» Зоронго (балетмейстер Чабукиани)
«Бал маскарад» (балетмейстер Леонтьев)
«Гугеноты» Цыганский танец (балетмейстер Захаров)
Постановки, осуществлённые совместно с А. Андреевым в Большом театр оперы и балета Белоруссии.
Авторские:
«Мечта»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Свет и тени»
«Тристан и Изольда»
«Болеро»
«Озорные частушки»
Редакции:
«Дон Кихот»
«Раймонда»
Авторские постановки, осуществлённые совместно с А. Андреевым в Чувашском театре оперы и балета:
«Чудесная вышивальщица»
«Любовью за любовь»
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1950 г.
Дата окончания работы: 1958 г.
Должность: педагог-репетитор
Место работы: Ленинградский театр музыкальной комедии (ныне Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии)
Дата поступления: 1953 г.
Дата окончания работы: 1958 г.
Должность: педагог-репетитор
Место работы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
Дата поступления: 1958 г.
Дата окончания работы: 1969 г.
Должность: педагог характерного танца
Служила в театрах Минска, Киева, Львова, Ташкента, Одессы, Улан-Удэ, Чебоксар.
Работала в самодеятельности.
Училась в Институте экранного искусства и в Государственном институте истории искусств.
Стуколкина Н. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца.М. ВТО. 1972 г. (переиздание СПб, Планета музыки, 2021)
Шмырова Т. Н. М. Стуколкина. (буклет) Л. 1957 г.
Никто не подозревал, что выпускница Петроградского балетного училища Нина Стуколкина станет выдающейся характерной танцовщицей. Ученица О. И. Преображенской, М. Ф. Романовой, А. Я. Вагановой, А. М. Монахова, И. Ф. Кшесинского окончила училище в 1922 году и с тех пор до 1958 года ее творческая жизнь была неразрывно связана с ЛенГАТОБом, театром имени С. М. Кирова (ныне Мариинским).
Для выпускного спектакля В. Пономарев возобновил «Сильфиду», в которой в одной из партий выступила Нина Стуколкина. На нее обратил внимание прозорливый А. Л. Волынский, написавший о Стуколкиной в рецензии на балет: «Артистка высока ростом. Но элевация Стуколкиной замечательная и исключительная по силе. Воздушный арабеск чист, прям и выразительно длинен. Пожалуй, в партии самой Сильфиды ….она была бы вполне на месте. Артистка блистала бы красивейшим из искусств мира, искусством реять, плыть и чудесно замирать в воздушных пространствах. Но Стуколкина не только одаренная классическая танцовщица. Она сумела показать свой гибкий талант и в танце характерном».
Первые годы Стуколкиной на казенной сцене время поисков себя. Поначалу она выступала в партиях, сочиненных на стыке классического и характерного танцев, таких как Уличная танцовщица в «Дон Кихоте», Жена Хана в «Коньке-горбунке». Также она вышла в партиях Сванильды в «Коппелии» и Вереники в «Египетских ночах».
В роли Вереники Стуколкина напоминала тонкий хрупкий камыш, по-особому шелестящий под дуновением легкого ветерка. Впечатляли графичность ее движений, жестов, поз. В пластике читались терпение, покорность, а далее страдание и скорбь. Она казалась бутоном нераскрывшейся лилии. В чертах сквозили скромность, целомудрие, нежность, но и чувство собственного достоинства.
Броский танец Уличной танцовщицы у Стуколкиной высвечивал общую атмосферу веселья. Эффектные па гордой девушки, танцующей между лезвиями кинжалов, органично смотрелись в исполнении молодой артистки. Она притягивала к себе внимание, приковывала взгляды, манила и обольщала.
В этот же период Стуколкина среди участников «Молодого балета» Г. Баланчивадзе (Дж. Баланчина), который поставил на Стуколкину своего «Умирающего лебедя» и «Дуэт», который она танцевала с М. Михайловым. В дальнейшем на нее ставили номера молодые В. Вайнонен и Л. Лавровский. А в 1925 году она не подписала контракт с пригласившем молодую танцовщицу в свою антрепризу С. П. Дягилевым, отказавшись от турне по Европе и Америке.
На четвертый год служения в театре Стуколкина исполнила партию, которая на долгие годы стала ее своеобразной визитной карточкой – Мерседес в «Дон Кихоте». Танец Стуколкиной-Мерседес оказывал магнетическое воздействие. В ореоле алых юбок Мерседес-Стуколкина завлекала Эспаду. Она становилась центром притяжения. Все эмоции передавались в пластике и движениях танца при практически застывшем выражении лица. В этом был своего рода мистицизм, восприятие окружающего мира, основанное на эмоциях и интуиции. Танец завораживал, начиная с медленных движений, демонстрирующих потрясающую гибкость артистки, постепенно доходя до бурного экстатического крещендо. Это было своего рода гипнотическое действие. В роли Мерседес проявилось уникальное умение Стуколкиной жестко контролировать все детали исполнения, которым она пользовалась на протяжении всей карьеры.
Стуколкина была одинаково успешна и в вакхической индусской пляске из «Баядерки», и в аристократическом краковяке из польского акта «Ивана Сусанина» («Жизни за царя»). Одноклассник Стуколкиной М. Михайлов писал: «Вспоминая теперь краковяк Стуколкиной и Кореня и сравнивая его со многими шедеврами характерного танца и первоклассными исполнителями, должен признать, что более впечатляющего зрелища в этом роде мне не довелось видеть ни в юности, ни в годы зрелости, ни в старости. Это было истинное торжество талантливых танцовщиков».
В фокинских Половецких плясках Стуколкиной отвели партию Половчанки. Половчанка-Стуколкина дерзка, безбоязненна и в тоже время женственна. Она летела в танце подобно амазонке, правящей отменным жеребцом, запросто преодолевая встречающиеся на ее пути препятствия, была отважной соратницей воинов, мчащихся навстречу вражеским силам.
Удалась Стуколкиной и партия Айши в «Гаянэ», балете, сочиненном Н. Анисимовой. Особенно впечатлял сольный танец Айши в горах, воспринимающийся как монолог персонажа. Неспешный, поначалу плавный, размеренный танец Айши-Стуколкиной был лирическим рассказом о любовном чувстве, а в постепенном убыстрении темпа царили радость жизни и надежда на будущее счастье.
29 ноября 1957 года в театре имени Кирова праздновали 35-летие сценической деятельности Нины Стуколкиной. Юбилярша включила в свой бенефис фрагменты третьего и четвертого актов «Гаянэ», второй акт «Раймонды» и четвертый акт «Родных полей», балета, сочиненного хореографом и верным спутником жизни Стуколкиной А.Андреевым. По традиции лучшие силы театра приняли участие в вечере, среди которых были Н. Дудинская, К. Сергеев, Б. Брегвадзе, В. Фидлер, М. Михайлов, Т. Балтачеев, Н. Анисимова, В. Иванова, Б, Шавров, Р. Гербек, О. Моисеева, Н. Кургапкина, В. Семенов, А. Макаров.
Стуколкина вышла в «Гаянэ» в роли Айши, а в «Раймонде» в зажигательном панадеросн, танце, передающем в ее трактовке мир необузданных страстей, неги, неуемной энергии. В интерпретации Стуколкиной панадерос – действенное звено в развитии сюжета, акцентирующее могущество и страсть Абдерахмана. Неистовая и стремительная, она неслась по сцене подобно шквалистому ветру, прославляя жгучесть и пламенность чувства.
Репертуар Стуколкиной был богат и разнообразен. Недаром ей были посвящены следующие строки:
О чем твердит ее успех?
Всегда танцует все за всех,
Легко меняет краски грима,
Ролей у ней в балете – тьма,
Она от танцев – без ума,
И в пляске – век неутомима.
Стуколкина была педагогом и хореографом, служила балетмейстером-репетитором в родном театре, в театре Музыкальной комедии, в театрах Минска, Киева, Львова, Ташкента, Одессы, Улан-Уде, Чебоксар, редактировала балеты наследия. Совместно с Андреевым поставила ряд спектаклей в Минске и Чебоксарах, преподавала в Ленинградском хореографическом училище.
Нина Стуколкина автор книги «Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца», в которой раскрыла секреты преподавания дисциплины. Книга была переиздана в 2021 году. Творчество Стуколкиной привлекло известного скульптора Е. Янсон-Манизер, создавшей ряд статуэток, запечатлевших артистку в танце и В.Сычева, вылепившего Стуколкину в испанской танце.
Нина Михайловна Стуколкина всегда была верна заветам академической сцены, видя в сохранении и бережном отношении к традициям залог процветания и дальнейшего развития прекрасного искусства балета.