«Спартак» Леонида Якобсона – едва ли не самый громкий и масштабный спектакль за всю балетную историю Мариинского театра ХХ века. Громкими были скандалы еще в период подготовки к постановке, когда Якобсон по своей воле сократил и перекроил готовую партитуру возражавшего против изменений Арама Хачатуряна. Разногласиями между хореографом и композитором в театральном мире не удивишь, но чтоб дело дошло до рукоприкладства (как, рассказывают, было в случае со «Спартаком») и ссоры на годы – это редкость.
Громкой была слава спектакля. В процессе работы худрук балета Кировского театра Федор Лопухов, пригласивший Якобсона делать «Спартака», собирал восторженные отзывы репетировавших артистов, чтобы обезопасить спектакль перед принимающими комиссиями, и к моменту сдачи балета вооружился целой стопкой записанных похвал.
Молва о впечатляющем действе распространилась быстро, и «Спартак» стал одним из самых посещаемых спектаклей театра, на него непросто было попасть.
Что же заставляло любителей балета посменно дежурить в очередях за билетами? Якобсон впервые в академическом театре поставил балет без пальцев и на невыворотных ногах. Уже это шокировало зрителей: в 1950-е годы в Кировском театре применение свободной пластики для решения целого спектакля было в диковинку (из балетов Михаила Фокина тогда шла только классическая «Шопениана»).
Интриговала зрителей и грандиозность зрелища. Постановка с размахом исторического полотна, задуманная как античная фреска, с масштабной массовкой, огромным количеством персонажей, кордебалета и статистов носила подзаголовок «Сцены из римской жизни». В монументальном четырехактном действе оживала эпоха – быт, кровавые бои гладиаторов и сладострастная нега патрицианских пиров. На многоликом образе Рима был поставлен акцент в истории о восстании рабов под предводительством Спартака и его разгроме войсками Красса.
Имитируя античные барельефы, ключевые эпизоды сюжетного развития хореограф запечатлел в «живых картинах», статичных положениях, в которых застывали герои во время симфонических антрактов между картинами. Вдохновляясь горельефами Пергамского алтаря (во время создания «Спартака» он еще находился в Эрмитаже), опираясь на вазовую живопись, древнеримские изображения и скульптуру, Якобсон в пластике стремился к воссозданию духа античности. Его интересовал поиск индивидуального пластического языка, свойственного только этому спектаклю.
Неожиданная хореографическая образность, воплощенная на сцене выразительностью поз, картинной точностью жеста блестящих исполнителей (Спартак – Аскольд Макаров, Фригия – Инна Зубковская, Нинель Петрова, Эгина – Алла Шелест), покорила зрителей. Хотя со стороны ревнителей классики звучали сетования на то, что балет поставлен не на пальцах, что пластическое воспроизведение изображений с этрусских ваз создает ощущение, что балерины танцуют «в полноги». Якобсон же настойчиво доказывал правоту своего метода. Он был уверен, что античность, поставленная на пуанты, нарисованная выворотным классицистским танцем, станет искусственной.
Хореограф очень дорожил своими пластическими открытиями, выстраданными спектаклями, много писал о них, парировал критику, эмоционально и обоснованно отстаивал правоту своего решения. «Спартак» на десятилетия вошел в репертуар.
Поставленный в 1956 году, он был возобновлен сначала в 1976-м, затем в 1985 и 2010 годах. И до сих пор хранит славу Леонида Якобсона – изобретательного режиссера, умевшего поразить зрительское воображение монументальным зрелищем, и тонкого стилиста-хореографа.
Ольга Макарова
«СПАРТАК», поставленный Леонидом Якобсоном в 1956 году для сцены Кировского (ныне – Мариинского) театра, спустя четверть века, уже после смерти хореографа, в созданной им труппе стал идти как одноактная версия балета, а позднее самые значительные фрагменты хореографии составили двухактный спектакль.
Отказавшись от пуантов и академических канонов классического танца, одев исполнителей в античные туники и сандалии, балетмейстер с неукротимой эмоциональностью и неистощимой фантазией сочинил необычайно образную, свободно льющуюся хореографию, навеянную рисунками этрусских ваз и композициями римских барельефов. Бережно восстановив лучшие страницы спектакля, Театр балета имени Леонида Якобсона сегодня предлагает свою версию «Спартака» современному зрителю.
Первое действие.
Триумф Рима
Римский полководец Красc с победой возвращается из похода во Фракию. Ликующая толпа приветствует легионеров. В золотую колесницу Красса впряжены пленные рабы. Среди них – Спартак, его жена Фригия и Гармодий. Римская знать – патриции, сенаторы склоняются перед полководцем. Красса встречает куртизанка Эгина.
Рынок рабов На рынок рабов приходит владелец школы гладиаторов Лентулл Батиат. Его внимание привлекают Спартак и скованный с ним одной цепью Гармодий. Лентулл Батиат покупает обоих. Горестна минута расставания Фригии и Спартака.
На богато убранных носилках вносят Эгину. Куртизанка осматривает рабов, ее выбор останавливается на Гармодии, но он уже продан. Эгина покупает Фригию.
Цирк Возбужденная предстоящим зрелищем, толпа ждет начала представления. В центре амфитеатра – ложа Красса и Эгины. В первом бою гладиаторов сражаются галл, нумидиец и африканец. Погибает галл, раненый нумидиец просит даровать ему жизнь, но зрители требуют убить его. Унесены мертвые тела. В бой вступают ретиарий и мирмиллон – «рыбак» и «рыбка». Умирающий ретиарий проклинает Рим. Затем на арене появляются два отряда гладиаторов: самниты и фракийцы. Закипает яростный бой. Побеждает отряд под предводительством Спартака. Толпа восторженно рукоплещет.
Второе действие. Сатурналии
Прячась от ночного дозора, появляется Спартак. Фригия рассказывает ему о своей жизни в рабстве. Спартак уславливается с друзьями-гладиаторами о тайной встрече. Это замечает Эгина. Желая раскрыть их тайну, она увлекает за собой Гармодия.
Народ славит бога Сатурна. Из дворца на носилках выносят Красса. Один из рабов, несущих носилки, споткнулся. Вольноотпущенник Красса, по приказу хозяина, убивает его. Спартак призывает своих сподвижников к восстанию. Верность делу борьбы за свободу они скрепляют клятвой.
Восстание гладиаторов
В каменной тюрьме томятся гладиаторы. Их гнетут позорные оковы. Лучше принять смерть на поле брани, чем на арене цирка в угоду толпе, жаждущей крови. И цепи разбиты. Но на сторожевой стене уже звучит сигнал тревоги. Гладиаторы вступают в бой со стражей. Спартак открывает ворота и увлекает за собой восставших.
Третье действие
Лагерь Спартака
Победу за победой одерживают войска Спартака. Теперь уже римляне склоняют свои знамена перед вождем восставших рабов. В арьергарде войск Спартака, среди пленных центурионов и гетер, находится Эгина. Она разыскивает Гармодия и приводит его в палатку военачальников, где пляшут гетеры. Неожиданно появляется Спартак. К неудовольствию военачальников он приказывает немедленно удалить из лагеря гетер. Но Эгина остается. Спартак приказывает удалиться и ей. Гармодий протестует. Начинается ссора. Конфликт разрастается. Группа недовольных военачальников вместе со своими отрядами покидают лагерь. Увлекаемый Эгиной, вместе с ними уходит и Гармодий. Со Спартаком остаются верные ему сподвижники.
Пир у Красса
На вилле Красса пир. Эгина сообщает Крассу, что она привела Гармодия, поссорившегося со Спартаком, и рассказывает о расколе среди восставших рабов. Красс отдает приказ уничтожить лагерь повстанцев, ушедших от Спартака. Фригия посылает раба к Спартаку – предупредить об этом. Но тщетно.
Пирующий Красс велит привести Гармодия. Широко распахиваются пурпурные занавеси, и Гармодий видит распятые на крестах тела гладиаторов, изменивших Спартаку. Гармодию открывается предательство Эгины, он порывается убить ее, но легионеры закалывают юношу. Красс и Эгина незаметно исчезают.
На виллу врываются воины Спартака. Гибель Спартака Фригия томится предчувствием катастрофы. Перед решающим сражением она прощается со Спартаком. Окруженные войсками Красса, в жестокой битве гибнут Спартак и его воины, верные до конца клятве бороться за свободу. Трубят сигналы отбоя. Римские войска уходят. Ночью Фригия отыскивает тело Спартака и оплакивает погибшего мужа.
Государственный академический Мариинский театр
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этих фотографий, взятых с сайта театра...
Если это Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!