ФИО: Солянников Николай Александрович
Дата рождения: 6 (18) октября 1873 г.
Место рождения: г. Санкт-Петербург
Дата смерти: 16 июня 1958 г.
Место смерти: г. Ленинград (Санкт-Петербург)
Звания/награды:
Заслуженный артист республики (1919 г.)
Орден «Знак Почета» (1940 г.)
Профиль авторизован в августе 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Императорское Петербургское театральное училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
Год выпуска: 1891
Ученик П. А. Гердта.
Место работы: Императорский Мариинский театр; с 1935 – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Годы работы: 1891-1911, 1914-1950
За время работы в театре исполнил около 200 ролей, среди которых:
«Павильон Армиды» (балетмейстер Фокин) Маркиз – первый исполнитель
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) Пьеро – первый исполнитель
«Времена года» (возобновление Н. Легата) Зима – первый исполнитель
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Штальбаум – первый исполнитель
«Ночь на Лысой горе» (балетмейстер Ф. Лопухов) Глашатай – первый исполнитель
«Пульчинелла» (балетмейстер Ф. Лопухов) Капитан – первый исполнитель
«Болт» (балетмейстер Ф. Лопухов) Директор завода – первый исполнитель
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) ЛюдовикXVI – первый исполнитель
«Лебединое озеро» (балетмейстер Ваганова) Герцог, Ротбарт – первый исполнитель
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Капулетти – первый исполнитель
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Хуан – первый исполнитель
«Франческа да Римини» (балетмейстер Фокин) Вергилий
«Щелкунчик» (балетмейстер Л. Иванов) Дроссельмейер
«Конек-горбунок» Хан
«Лебединое озеро» (редакция Ф. Лопухова) Злой гений
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Флорестан
«Дочь фараона (балетмейстер Петипа) Фараон
«Арлекинада» (балетмейстер Петипа) Леандр
«Баядерка» (балетмейстер Петипа) Великий брамин, Дугманта
«Фея кукол» (балетмейстеры Н. и С. Легаты) Мистер Плумпетемер
«Эсмеральда» (редакция Петипа) Клод Фролло, Клопен
«Египетские ночи» (балетмейстер Фокин) Жрец
«Царь Кандавл» (балетмейстер Петипа) Верховный жрец
«Привал кавалерии» (балетмейстер Петипа) Бургомистр
«Жизель» Герцог
«Корсар» (редакция Петипа) Старый евнух
«Коппелия» (редакция Чекетти) Бургомистр
«Пахита»(балетмейстер Петипа) граф д'Эрвильи, Губернатор
«Раймонда» (балетмейстер Петипа) Король
«Петрушка» (балетмейстер Фокин) Фокусник
«Тщетная предосторожность» (балетмейстеры Л. Иванов, Петипа) Мишо
«Дон Кихот» Лоренцо, Дон Кихот
«Красный мак» (балетмейстеры Ф. Лопухов, Леонтьев, Пономарев) сэр Хипс, Банкир
«Утраченные иллюзии» (балетмейстер Захаров) Банкир
«Гаянэ» (балетмейстер Анисимова) Джамал
Выступал на сцене Александринского театра как драматический артист, а Мариинского театра как солист оперы
Николай Солянников – артист-эпоха. Его имя неразрывно связано с развитием искусства балета первой половины ХХ века. На протяжении почти 60 лет, с небольшим перерывом, он был в числе лучших мимистов академической сцены. Ему были подвластны трагические, комедийные роли, роли в сказочных спектаклях. Совершенное владение условным жестом, позой, достоверность интерпретации каждой партии поднимали его персонажей. Они запоминались лучше и на более длительный период, чем исполнители главных ролей. Для него не существовало никаких тайн в искусстве пантомимы. Он был его послом и совершенным воплотителем на сцене.
М. М. Михайлов писал: «Оказывается, бесчисленное множество Аврор, Никий и царь-девиц, Базилей, Альберов и Солоров, которых мне довелось повидать, почему-то не врезалось в мою память так рельефно, как пантомимические образы, созданные Солянниковым… Когда я вспоминаю балеты, где Николай Александрович исполнял хотя бы третьестепенную партию, я в первую очередь вижу этого чисто мимического актера».
Довольно необычен был путь Николая Солянникова на балетную сцену. Он окончил Императорское театральное училище по классу П. Гердта в 1891 году и был принят в балетную труппу. В том же году Солянников поступил на драматические курсы, которые окончил у В. Н. Давыдова. Там же молодой артист учился пению, что привело его на оперную сцену Мариинского театра, на которой он вышел в партии Валентина в опере Гуно «Фауст». Выступал на провинциальных оперных сценах. Обучаясь на драматических курсах, Солянников играл в спектаклях различных театров, включая Александринский. Ему предсказывали карьеру певца, либо артиста драмы. Но он выбрал балет.
На казенной сцене Солянников постепенно занял лидирующее положение актера-интерпретатора крупных мимических ролей. После перехода А. Д. Булгакова в Большой театр его репертуар перешел кСолянникову. Артист в совершенстве владел как приемами старой условной балетной пантомимы, так и реалистичной игрой в современных для его времени балетах. Пригодились навыки, полученные в классе В. Н. Давыдова, а так же работа с М. Фокиным над партиями Маркиза в «Павильоне Армиды» и Пьеро в «Карнавале», создателями которых был Солянников. Он принял участие в Русских сезонах Дягилева в Париже в 1909 году.
Солянников умел жестом, позой выразить любую гамму чувств и эмоций, будь то гнев, радость, ненависть, растерянность, страсть. Он был искуснейшим представителем театра мимики и жеста и мог дать фору любому, даже очень талантливому артисту драмы. Среди лучших ролей Солянникова в балете были Великий брамин из «Баядерки», Хан в «Коньке-горбунке», Ротбарт в «Лебедином озере», Маркиз в «Павильоне Армиды», Клод Фролло в «Эсмеральде», Капулетти в «Ромео и Дджульетте». Легендарным считали его короля Флорестана в «Спящей красавице».
Он ни героев, ни избранников,
Ни разу в жизни не играл –
«Злодей» - «Отец» - «Король» - Солянников
Осанкой важною блистал…
Когда исчезнут короли на свете,
Останется один – Солянников в балете.
Диву давались, откуда в сыне мелкого петербургского чиновника было столько прирожденного аристократизма. Умение носить королевские одежды, изысканный грим, видная внешность рождали ассоциации с эпохой Людовика XIV. Его король скульптурен, монументален и в то же время живой человек с чувствами отца, безмерно любящего свою дочь принцессу. Когда Солянников был на сцене, невозможно было отвести взгляд от его фигуры, иногда забывая о танцующих протагонистах.
28 декабря 1948 года Кировский театр торжественно отпраздновал 75летний юбилей Николая Солянникова. Давали «Спящую красавицу». Юбиляр в очередной раз предстал в образе импозантного короля Флорестана. А в его честь в спектакле участвовали три исполнительницы партии Авроры: Г. Кириллова в первом акте, приехавшая из Москвы со своим принцем Дезире М. Габовичем. Г. Уланова танцевала второй акт, а завершали праздник танца Н. Дудинская и К. Сергеев в последнем действии. В тот вечер на сцену вышли Т. Вечеслова, Ф. Балабина, С. Каплан, Б. Шавров, А. Пушкин и другие видные артисты труппы. А немногим раньше, 22 мая 1947 года, на юбилее М. И. Петипа, в той же «Спящей красавице» роль Короля Солянников поделил с видными мастерами драмы Ю. Юрьевым и Н. Черкасовым.
Одной из вершин творчества Солянникова была партия Великого брамина в «Баядерке». Уже при первом появлении Великого брамина-Солянникова становилось ясно, что это повелитель, перед которым все должны склониться,даже раджа. По его фигуре было понятно, что всего лишь одним властным жестом он мог карать или миловать. Поначалу не было даже намека на то, какие страсти кипели в его душе. Постепенно артист подводил зрителей к пониманию, как все сжигающее чувство могло привести к трагедии и гибели любимого человека.
Синьор Капулетти из «Ромео и Джульетты» Лавровского также стал большой удачей артиста. Его герой получилсясамовластным и деспотичным, своевольным и гневливым. Но он и радушный хозяин, и отец, нежно любящий свою дочь. Непослушание Джульетты превращало его в тирана, не переносящего слово «нет».
Почти вся жизнь Николая Солянникова была связана с Мариинским театром, за исключением трехлетнего перерыва с 1911 по 1914 годы, когда он в составе группы Ю. Седовой гастролировал по городам США.
Солянников исполнил почти 200 ролей в различных балетах. Помимо сцены занимался педагогикой, преподавал вокал. Среди его учеников сопрано А.Висленева, меццо сопрано А. Тарновская, выдающийся бас И. Плешаков. Балетный критик и мемуарист Д. Лешков писал о Солянникове: «…игра Н. А. Солянникова всегда осмысленна, мимика красива, проста и выразительна, а главное – легко понятна непосвященным, то есть самой широкой публике. Общая сценическая внешность артиста импозантна, грим глубоко продуман и художественен, манеры величественны, благородны, заметно умение носить костюм, а последнее в балете иногда весьма нелегко».
Творчество Николая Александровича Солянникова оказало большое влияние на последующие поколения артистов его амплуа. Правда достичь уровня их выдающегося предшественника не представилось почти никому.