ФИО: Смирнова Елена Александровна
Дата рождения: 6 (18) мая 1888 г.
Место рождения: г. Санкт-Петербург
Дата смерти: 15 января 1934 г.
Место смерти: г. Буэнос-Айрес, Аргентина
nbsp;Профиль авторизован в октябре 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Императорское Петербургское театральное училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
Год выпуска: 1906
Педагоги: П. А. Гердт, М. М. Фокин
Среди партий, исполненных за время обучения
«Баядерка» (балетмейстер Петипа) Ману
«Ацис и Галатея» (балетмейстер Фокин) Гименей
«Полька с мячиком» (балетмейстер Фокин)
«Сон в летнюю ночь» (балетмейстер Фокин) Титания – выпускной спектакль
«Полет бабочек» (балетмейстер Фокин) – выпускной спектакль; партнер В. Нижинский
«Ревность Пьеро» (балетмейстер Фокин) – выпускной спектакль
Место работы: Императорский Мариинский театр; с 1935 – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1906 г.
Дата окончания работы: 1920 г.
Среди партий, исполненных за время работы в театре:
«Андалузиана» (балетмейстер Романов) Мерседес – первая исполнительница
«Роман бутона розы» (балетмейстер Чекрыгин) Роза – первая исполнительница
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Аврора, Красная Шапочка, Фея Бриллиантов
«Эсмеральда» (новая редакция Петипа) Эсмеральда
«Корсар» (редакция Петипа) Медора, pas d'esclave
«Раймонда» (балетмейстер Петипа) Раймонда
«Коппелия» (новая редакция Чекетти) Сванильда
«Лебединое озеро» (балетмейстеры Петипа, Л. Иванов) Одетта-Одиллия
«Баядерка» (балетмейстер Петипа) Никия
«Капризы Бабочки» (балетмейстер Петипа) Муха
«Конек-горбунок» Царь-девица, Ожившие фрески
«Дон Кихот» Китри, Амур
«Волшебная флейта (балетмейстер Л. Иванов) Лиза
«Пахита» (балетмейстер Петипа) Пахита
«Ручей» (балетмейстер Коппини) Наила
«Дочь фараона» (балетмейстер Петипа) Аспиччия
«Синяя борода» (балетмейстер Петипа) Изора
«Талисман» (балетмейстер Н. Легат) Нирити
«Павильон Армиды» (балетмейстер Фокин) Армида
«Пробуждение Флоры» (балетмейстер Петипа) Купидон
«Жизель» Pas de deux
«Фенелла» (опера Обера, режиссер Боголюбов) Фенелла
В 1909 году участвовала в «Русских сезонах» С. Дягилева в Париже
«Князь Игорь». «Половецкие пляски»
Сюита «Пир». «Раймонда» Большое венгерское классическое па
Место работы: Русский романтический театр, Берлин
Дата поступления: 1922 г.
Дата окончания работы: 1926 г.
Среди партий, исполненных за время работы в театре:
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) Коломбина
«Дон Кихот» Мерседес
«Жизель» Жизель
Концертные номера в постановке Б. Романова
С 1928 года была педагогом в театре «Колон», Буэнос-Айрес, и в Национальной консерватории музыки и декламации, вела уроки в театре «Одеон» и в своей студии
«Роман балерины»
«Ночь соломенного вдовца»
«Завет матери»
«Душегубец»
«В руках сластолюбца»
В ожерелье драгоценностей танцовщиц Императорского Мариинского театра начала двадцатого века броским красочным камушком блеснуло дарование танцовщицы Елены Смирновой. Смирнова прошла отличную школу. Она окончила Императорское театральное училище в 1906 году. Ее учителями были выдающиеся педагоги П. А. Гердт и М. М. Фокин. Ученицу Смирнову критики заметили еще во время ее пребывания в училище. В своем первом хореографическом опусе «Ацис и Галатея» Фокин занял свою ученицу в роли Гименея. Смирнова участвовала в ансамблях, кроме того Фокин сочинил для своей подопечной сложную вариацию. Критики признали Смирнову вполне пригодной для профессиональной сцены.
На следующий год Смирнова появилась в «Польке с мячиком», вновь сочиненной Фокиным. Танцевала блестяще. На выпускном спектакле она вышла в роли Титании в «Сне в летнюю ночь», и также исполнила «Ревность Пьеро» и «Полет бабочек» (балетмейстер обоих опусов М. Фокин), а в «Полете бабочек» ее партнером был В. Нижинский. Танцевала Смирнова легко и уверенно. Начинающую артистку зачислили в кордебалет Императорского Мариинского театра.
Смирнова была сильной танцовщицей. Ей были чужды романтические эмоции и чувства слащавых романтических барышень, мечтающих о недосягаемом Prince Charming. Героини Смирновой крепко стояли на ногах. Они сотканы из плоти и крови, активны и энергичны. Недаром к лучшим созданиям артистки относилась партия Китри из «Дон Кихота».
Поражал прыжок Смирновой с огромным баллоном. Смирнова не порхала по воздуху подобно сильфиде или виллисе. Она рассекала воздушное пространство подобно НЛО. Ее звенящие прыжки четко фиксировали начало и окончание полета. Взмывая в воздух, борясь с небесной высью, Смирнова как истинное дитя природы, прекрасно ощущала траекторию полета и выражала свою сущность чеканной, четко фиксированной позой на земле.
Помимо удивительного прыжка у Смирновой было отменное вращение. Она без страха, мастерски, выполняла любые туры и пируэты, смело, с напором, вертела фуэте. Для нее не существовало технических трудностей. Танец ее был безукоризненным с точки зрения грамотности исполнения, о чем не однажды на протяжении всей карьеры танцовщицы фиксировал в своем дневнике директор Императорских театров В. А. Теляковский.
В одной из рецензий А. Л. Волынский описал умение Смирновой исполнять виртуозные вариации: «Номер Е. А. Смирновой [вариация в «Эсмеральде»] прекрасен по своему строению. Это сплетение разновидных последовательных кругов с фигурами танца, требующими подвижной гибкости поворота всем телом в воздухе хотя бы на среднем уровне высоты от пола. Артистка справляется с этими трудностями блистательно. Уже первые пируэты ее отличаются необыкновенной чистотой исполнения. Она делает их в два тура с быстрым как молния переходом на красивейший аттитюд. Легко и смело. Никакого напряжения…… Покончив затем с промежуточными мелочами номера, артистка проделывает новый круг сложного в техническом отношении очертания. Тело все в воздухе без опоры на полу. Вообще вариации Смирновой насыщены фигурами пластики, требующими от артистов искусства исполнения незаурядного с размахом больших сил».
Не будучи сторонницей экспериментов своего педагога М. М.Фокина, Смирнова была замечательной исполнительницей классических балетов. С 1911 года на сцене родного театра Смирнову стали занимать в главных ролях. Одной из первых была Сванильда в «Коппелии», затем последовали Китри, Аврора, Одетта-Одиллия, Аспиччия в «Дочери фараона», Раймонда, Наила в «Ручье», Изора в «Синей Бороде», Медора в «Корсаре». Она пользовалась популярностью у зрителей как танцовщица неукротимой силы и воодушевления.
С самого начала сценической карьеры Смирнова принимала участие в различных гастрольных поездках по России и за границей. В 1908 году она посетила Харьков, Ярославль, Баку, Тифлис, Ростов-на-Дону, Одессу в составе группы Ю. Седовой. В 1909 году Смирнова участница первого русского сезона С. П. Дягилева в Париже, танцевала в Половецких плясках и в дивертисментной сюите «Пир»: была среди участников Большого венгерского классического па из «Раймонды». В 1910 году она посетила Лондон и Нью-Йорк с группой, организованной танцовщиком московского Большого театра Ф. Козловым. В конце 1910 года Смирнова была направлена в Москву, в Большой театр. Там она исполнила главные партии в «Спящей красавице», «Коньке-горбунке», «Баядерке» (Гамзатти). В Москве успеха не последовало.
В 1910 году знаменитый художник А. Я. Головин написал портрет Елены Смирновой, подчеркнув ее витальность. С портрета смотрела очень красивая молодая женщина, полная энергии и довольная собой.
В 1913 году Смирнова снялась в главной роли в фильме «Роман русской балерины», затем последовали съемки еще нескольких картин.
В 1916 году Мариинский театр отпраздновал юбилей Елены Смирновой – десять лет на сцене. Был дан «Дон Кихот» с ее участием. Смирнова в «Дон Кихоте» создавала полный жизни, непосредственный образ. В каскаде невероятных прыжков и вращений, исполненных пылко и с неподражаемым темпераментом, в филиграни мелких движений рождалась сметливая девушка Китри-Смирнова, отстаивающая свое право на личное счастье. Казалось, что танец воспроизводил живые человеческие интонации. А в сцене сна Дон Кихота в вариации Китри-Дульсинеи танцовщица давала уроки академизма, совершенные по ослепительной красоте и точности.
По словам А. Волынского, побывавшего на том спектакле «артистка овладевает театром целиком и становится центром действия, сосредотачивая внимание зрителей исключительно на себе одной. Молода. Хороша собой. Обаятельна. Угли глаз млеют огоньками, особенно в эти минуты оваций, связанных с ощущением личной возвышенности над уровнем средних величин, которыми полна сцена, все искусство, все профессии в мире». Высокую оценку этому спектаклю Смирновой дал также бывший в тот вечер в театре В. И. Немирович-Данченко.
Такого эффекта Смирнова достигала в основном чисто танцевальными средствами. Своим танцем она завораживала самого искушенного зрителя, каким и являлся А. Л. Волынский.
В 1916 году Смирнова гастролировала по городам Сибири и Манчжурии. В том же году группа артистов Мариинского театра была первой, кто познакомил японцев с искусством русского балета. Среди них была и Елена Смирнова, участвовавшая в трех концертах в Токио.
После событий 1917 года, на протяжении двух сезонов Смирнова была единственной танцовщицей уже Государственного Мариинского театра, которая носила звание балерины. В 1919 году А. Чекрыгин поставил балет «Роман бутона розы», с Е. Смирновой в главной роли.
В 1920 году Смирнова, ее муж Б. Романов с матерью и дочерью и еще несколько артистов эмигрировали из советской России, тайно передвигаясь на телеге для перевозки сена. Начался новый период жизни танцовщицы.
В 1922 году Смирнова и Романов организовали в Берлине «Русский романтический балет».Коллектив просуществовал до 1926 года. Смирнова танцевала в адаптированных «Дон Кихоте» (Мерседес), «Карнавале» (Коломбина), «Жизели» (Жизель). Романов ставил специально для нее современные номера. После Романов успел немного послужить в Ла Скала и труппе Анны Павловой.
В 1928 году супруги перебрались в Аргентину. Романов возглавил балет театра «Колон», а Смирнова стала педагогом (традиционная судьба для русских балерин в эмиграции). Она преподавала в Национальной консерватории музыки и декламации в Буэнос-Айресе, давала уроки в театре «Одеон» и в своей студии.
Елена Александровна Смирнова занимала достойное место в пантеоне выдающихся русских танцовщиц начала ХХ века. Ушла из жизни в 1934 году после тяжелой операции. Национальная школа Уругвая учредила премию ее имени.