ФИО: Сизова Алла Ивановна
Дата рождения: 22 сентября 1939 г.
Место рождения: Москва
Дата смерти: 23 (по другим сведениям, 24) ноября 2014 г.
Место смерти: Санкт-Петербург
Звания / награды:
Заслуженная артистка РСФСР 1966 г.
Народная артистка РСФСР 1972 г.
Народная артистка СССР 1983 г.
Премия имени Анны Павловой Парижской академии танца 1964 г.
Творчеству А. Сизовой посвящен буклет «Алла Сизова» Музыка. Ленинградское отделение 1984 г.
Профиль авторизован в декабре 2024 года
Автор профиля: ВладимирПавлоцкий
Место учебы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год поступления: 1950
Год выпуска: 1958
Выпускавший педагог по классике: Н. А. Камкова
Партии, исполненные за время обучения:
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Маша
«Дон Кихот» Повелительница дриад
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1958 г.
Дата окончания работы: 1988 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Ленинградская симфония» (балетмейстер Бельский) Девушка первая исполнительница
«Гамлет» (балетмейстер Сергеев) Офелия первая исполнительница
«Зачарованный принц» (балетмейстер Виноградов) принцесса Роза первая исполнительница
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Маша
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Аврора, Флорина, фея Нежности
«Жизель» Жизель, Мирта
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Седьмой вальс, мазурка
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Параша
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Джульетта
«Дон Кихот» Китри, Повелительница дриад
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) Золушка
«Фея Рондских гор» (балетмейстер Виноградов) Фея
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Мария
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Менада
«Каменный цветок» (балетмейстер Григорович) Катерина
«Хореографические миниатюры» (балетмейстер Якобсон) «Снегурочка», «Полетный вальс», «Жар-птица»
«Конек-горбунок» Царица вод
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Друзья Принца
«Па-де-катр» (балетмейстер Долин) Черрито
«Пахита» гран па вариация
Среди концертных номеров:
«Корсар» па-де-де
«Маркитантка» (балетмейстер Лакотт) па-де-сис
«Праздник цветов в Дженцано» (балетмейстер Бурнонвиль) па-де-де
Участие в конкурсах:
Название конкурса: Международный фестиваль молодежи и студентов
Дата проведения: 1959 г.
Место проведения: Вена
Награда:Лауреат, первая премия
В 1988-1990 педагог по классическому танцу Ленинградского хореографического училища имени А. Я.Вагановой
В 1991-2004 гг. ведущий педагог 'Universal Ballet Academy' в Вашингтоне, США.
«Спящая красавица» фильм-балет Аврора 1964 г.
«Свидание с Терпсихорой» фильм-концерт 1982 г.
«Балет от первого лица» документальный 1987 г.
«Душой исполненный полет» телефильм
Природа щедро одарила Аллу Сизову: большой шаг, полетный, головокружительной высоты, прыжок, сценическое обаяние. Когда Сизова танцевала, все вокруг оживало и преображалось. Ее выступления всегда получали мгновенный отклик у кордебалета.
Будучи еще ученицей Ленинградского хореографического училища Сизова, приняла участие в балете Кировского театра «Дон Кихот» в партии Повелительницы дриад. Юная балерина-ученица мгновенно захватила внимание зрительного зала с замиранием сердца следившего за ее безмятежными полетами в первой части вариации и мощными двойными пируэтами, ее венчающими. На сцене царила законченная артистка, в танце которой уже не было ничего ученического.
Это подтвердилось в с ошеломляющим успехом исполненных па-де-де из балета «Корсар» и па-де-де Флорины и Голубой птицы из «Спящей красавицы» на выпускном спектакле. Г. Н.Добровольская писала о выступлении Сизовой в па-де-де из «Корсара»: «миниатюрная и скромная девочка сполнила дуэт из «Корсара» так, как до нее не танцевал никто. Красота линий и отточенность форм танца, легкость и протяженностьпрыжков вызвали аплодисменты, необычайные даже в Кировском театре».
Через два года после окончания школы новая сенсация – Сизова-Аврора в «Спящей красавице», сначала в Лондоне и Нью-Йорке, а через некоторое время и дома, на родной сцене. Танец Сизовой-Авроры был лучезарен. Не прибегая к внешним эффектам, четко фразируя каждое из движений классического словаря, используемого хореографом при создании партии Авроры, одной из самых сложных в балетах классического наследия, балерина наделяла свою героиню особой теплотой, мягкой поэтичностью, особенно в сцене нереид. Она испытывала счастье, танцуя, и танцевала более чувством, чем разумом.
В 1964 году на экраны вышел фильм-балет «Спящая красавица» с Сизовой в титульной роли, и как результат – премия имени Анны Павловой Парижской академии танца. Одна за другой в репертуаре артистки стали появляться главные партии. Она спокойно умела перейти от лирики к истинному драматизму, что подтверждало ее участие в «Ромео и Джульетте» Л. Лавровского (Джульетта), «Бахчисарайском фонтане» Р. Захарова (Мария) и, прежде всего, в «Ленинградской симфонии» И. Бельского (Девушка, первая исполнительница). С легкостью преодолевая технические трудности, Сизовой в «Ленинградской симфонии» удалось создать собирательный образ девушки, способной на самопожертвование ради своей любви, своего города, своих близких.
Но все же роли с лирической окраской больше отвечали индивидуальности танцовщицы. Они были безыскусны, искренни, в них подкупали естественность и органичность, доброта и ласка.Трогательная, беззащитная Золушка-Сизова была очаровательно наивной. Балерина умело передавала трепет чувств героини, а в финальном аморозо радость бытия и счастье обретенной любви.
Сизовой были близки земные образы. Ее Параша в «Медном всаднике» была скромной милой девушкой, живущей надеждой на будущее семейное счастье с любимым, а Джульетта Сизовой, беспечный, застенчивый подросток в начале балета становился решительной молодой женщиной, храброй, с независимым характером.
Несколько особняком в репертуаре танцовщицы стояла партия Китри из балета «Дон Кихот». Сизова справлялась с искрометными виртуозными хореографическими пассажами, но в ней не было по сути того эмоционального возбуждения, передающегося героиней толпе, ее окружавшей, и наоборот. Зато в картине «Сон Дона Кихота»Китри Сизовой, обернувшаяся Дульсинеей, становилась настоящей принцессой-грезой, ощущая себя абсолютно свободно в своей стихии, плетя прозрачной кружево классического танца.
Сизова часто танцевала заглавную роль в балете «Жизель». Ее Жизель с первого появления отличалась безыскусной простой. В. М. Красовская писала об одной из исполнительниц роли Жизели: ее «движения дышали простотой, словно песенка про себя». Это высказывание будет справедливым для Жизели Сизовой. Сизовой-виллисой владели земные чувства любви и прощения. Второй акт в интерпретации танцовщицы превращался в столкновение милосердия и жестокости. Жизели Сизовой было необходимо выстоять в суровой схватке. Став виллисой по воле рока, отрешившись от земной суеты, она обрела величие духа. На первый план выходило непреодолимое желание нравственной победы жертвенной любви и превосходства света над тьмой.
В истинный праздник танца превращалось исполнение Сизовой па-де-де из балета «Праздник цветов в Дженцано» (хореограф Бурнонвиль) и па-де-сис из «Маркитантки (балетмейстер Лакотт). Ее виртуозный танец был солнечным, сверкал разноцветными огоньками, славя счастливую беззаботную веселую жизнь рядом с любимым.
С Сизовой любили танцевать партнеры. Среди ее кавалеров были Р. Нуреев, Ю. Соловьев, С. Викулов, М. Барышников, Б. Бланков.Дуэты их были всегда гармоничны.Она откликалась на малейшие нюансы, ей предлагаемые. Алла Ивановна получила широкое признание у нас в стране и за ее пределами. «Летающую Сизову», излучающую свет, очень любили зрители. Она была истинной представительницей ленинградской-петербургской школы балета.