Балетмейстер Филиппо Тальони задумал сделать особый балет для своей ученицы — дочери Марии, имеющей недостатки балетного сложения по тем временам. Она была худая, очень хрупкая, тонкая и невесомая с длинными руками и ногами.
«Замысел [сценария балета «Сильфида»] принадлежал Адольфу Нурри, но созрел он в содружестве с танцовщицей и хореографом [Марией и Филиппом Тальони]. Основным выразительным средством будущего балета Нурри полагал танец. Поэтому его сценарий уходил от пестрой подробности драматургии». /В. Красовская/
Чтобы едва касаться носком пола и быть бесплотной девой воздуха на этом спектакле, Мария (впервые из балерин в истории) танцевала на пуантах.
«Особенности техники Марии Тальони, чистоту ее «произношения» обеспечивало строение балетной туфли. Длительная устойчивость, бесшумность парений была возможна при условии мягкой и гибкой подошвы, позволявшей ощущать поверхность пола и подолгу задерживаться на нем. Нарастающая беглость пальцевой техники «усовершенствовала» балетную туфлю за счет вложенной в носок, а позже и приклеенной стельки. Такая искусственная твердость носка позволила совершенствовать беглость танца на пальцах, но исключила длительные остановки и медленные темпы танца на полупальцах». /В. Красовская/
«Редкостно слились поэтическая идея балета и природные возможности, стиль балерины так бесшумны и легки были ее полеты, так безыскусна была ее чарующая грация. Кордебалет намеренно вторил в унисон балерине, умножая выразительность ее танца. Новым был и условный балетный костюм сильфид: лиф, открывающий плечи и руки, длинный тюник из белого газа, чуть подсвеченного голубым, призрачные крылышки за спиной. Бледно-голубой колокол тюников, взлетающих при движениях танцовщиц, создает иллюзию парящей тени...» /А. Деген, И. Ступников/
Первая хореографическая поэма — балет «Сильфида» Ф.Тальони 1832 года имел огромный успех у современников. Именно он открыл в балете новую эру — романтической хореографии, принципиально изменил эстетику, поэтику и драматургию хореографического театра.
«Начиная с «Сильфиды»... декораторам стали заказывать только романтические леса или долины, озаренные красивым светом немецкой луны баллад Генриха Гейне». /Теофил Готье/
Смысл романтического балета «Сильфида» сложен и многозначен:
«...балерина воплощала бесплотное существо, не знающее сильных чувств. Скорее любопытство, чем любовь, втягивало Сильфиду в опасную игру [с Джеймсом]». /В. Красовская/
«Главная трудность интерпретации партии Сильфиды в необходимости показать необычность этого прекрасного существа, не подчиняющегося человеческим правилам и законам». /А. Деген, И. Ступников/
Неуловимую, ускользающую природу Сильфиды — Марии Тальони так и воспринимали неземной бесплотной девой, духом воздуха. Никто из балерин в дальнейшем не мог сделать этот образ таким достоверным. Технически — да, но образ нереальной поэтической мечты — нет. Не стало уникального таланта Марии Тальони и исчезла такая Сильфида. А балет «Сильфида» Ф. Тальони постепенно ушел со сцен Европы.
Этот спектакль с первой исполнительницей Марией Тальони выполнил в истории балета великую миссию и был совершенно утрачен.
Но и в наши дни стремление из обыденного к недостижимому идеалу, в сферу возвышенной лирики, живет. Значит живет и Сильфида.
Первое действие
Молодому шотландскому крестьянину Джеймсу накануне его свадьбы с Эффи является Сильфида – пленительный дух воздуха. Она порхает вокруг дремлющего у камина Джеймса и будит его поцелуем. Джеймс, очарованный Сильфидой, пытается поймать её, но та исчезает. Когда собираются гости, Сильфида появляется вновь, невидимая никому, кроме Джеймса. Колдунья Мэдж предсказывает Эффи совсем другого жениха – Гюрна. Джеймс прогоняет колдунью, которая уходит, затаив на него обиду. Во время свадебного празднества вновь появляется Сильфида и похищает обручальное кольцо. Не в силах противостоять чарам, Джеймс устремляется за ней, покинув убитую горем Эффи.
Второе действие
Колдунья Мэдж ворожит, склоняясь над кипящим котлом. В руках у нее длинный прозрачный шарф. Джеймс гонится за ускользающей от него Сильфидой, но никак не может удержать ее. Тогда колдунья предлагает Джеймсу волшебный шарф, с помощью которого он сможет пленить неуловимую Сильфиду. Действительно, когда Джеймс накидывает шарф на плечи Сильфиды, она теряет свои крылья и не может улететь. Но и жить она тоже не может. Подруги уносят погибшую Сильфиду в облака. Вдали проходит свадебное шествие Эффи и Гюрна.
Текст либретто взят с сайта МАМТ
Мария Тальони — Сильфида. 1832 г.
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этой иллюстрации. Если Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!