«Шурале» Леонида Якобсона – красочная балетная сказка. Музыка к ней, насыщенная этническими интонациями, написана татарским композитором Фаридом Яруллиным, а либретто создано по мотивам мудрых татарских сказок.
На сцене вершатся волшебные превращения птиц в красавиц-девушек, в дремучем лесу резвится нечисть – джинны, шайтаны и ведьмы развлекают плясками своего повелителя, лешего Шурале, а в татарской деревне с размахом празднуется свадьба... Причем персонажи спектакля «разговаривают» на разных пластических языках: мир Шурале и окружающих его в лесном царстве чудовищ решен с помощью гротеска, в фантастическом мире девушек-птиц речь героинь строится на классическом танце, в народных сценах основным выразительным средством является танец характерный.
По традиции народных сказок в «Шурале» добро и любовь побеждают зло, в финале злой и коварный леший оказывается повержен отстаивающим справедливость влюбленным красавцем Али Батыром. Однако Шурале вышел победителем в историческом соперничестве за право дать свое имя всему балету. Дело в том, что изначально поставленный в Казани как «Шурале», при переносе на ленинградскую сцену в 1950 году спектакль был переименован в «Али Батыра» – считалось, что негоже называть советский балет именем нечистой силы. Но со временем историческая справедливость восторжествовала, и сегодня имя лешего Шурале украшает афишу Мариинского театра, приглашая зрителей на зрелищный спектакль с разнообразными танцами и увлекательным сюжетом.
Действие I
В лесной чаще появляется юноша-охотник Али Батыр. Увидев пролетающую птицу, он устремляется вслед за ней.
Из дупла старого дерева вылезает злобный владыка леса Шурале. Джинны, ведьмы, шуралята развлекают плясками своего повелителя. С восходом солнца нечисть прячется. На поляну опускается стая птиц, которые превращаются в девушек. Последней освобождается от крыльев красавица Сюимбике. Шурале, следивший за ней из-за дерева, подкрадывается и похищает ее крылья. Девушки водят на поляне веселые хороводы. Когда наступает пора отправляться в путь, они берут свои крылья и, став птицами, поднимаются в воздух. Только Сюимбике не находит своих крыльев.
Вдруг перед ней появляется страшный Шурале и приказывает шуралятам окружить девушку. Пленница в ужасе. Шурале готов торжествовать победу, но из леса выбегает Али Батыр и бросается на помощь Сюимбике – вступает в схватку с Шурале. Он сильным ударом повергает чудище на землю. Напрасно Сюимбике вместе со своим спасителем ищет повсюду крылья. Устав от бесплодных поисков, измученная Сюимбике засыпает. Али Батыр осторожно берет ее на руки и уходит с ней.
Поверженный Шурале грозит жестоко отомстить Али Батыру, похитившему у него девушку- птицу.
Действие II
Все односельчане пришли во двор Али Батыра на пир в честь его обручения с Сюимбике. На роскошном ковре выносят красавицу-невесту. Сваты прячут ее, а жених по обычаю должен отыскать свою суженую. Веселятся гости, резвятся ребятишки. Только одна невеста грустна. Не может Сюимбике забыть об утраченных крыльях.
Праздник окончен. Гости расходятся. Незамеченный никем, во двор тайком проникает Шурале. Он подбрасывает Сюимбике ее крылья. Девушка с восторгом прижимает их к себе и хочет взлететь, но в нерешительности останавливается: ей жаль покинуть своего спасителя. Однако желание подняться в воздух оказывается сильнее. Взлетев, она тотчас попадает в окружение вороньей стаи, посланной Шурале и заставляющей ее лететь к логову своего владыки. Али Батыр видит в небе улетающую белую птицу, которая бьется в кольце черных воронов. Схватив горящий факел, он устремляется в погоню.
Действие III
В логове Шурале в плену томится девушка-птица, отвергая притязания лесного владыки. В лесной чаще появляется Али Батыр. По повелению Шурале ведьмы, джинны и шуралята набрасываются на юношу. Тогда Али Батыр поджигает логово Шурале. Все его обитатели гибнут в огненной стихии.
Али Батыр и Сюимбике – одни среди бушующего пламени. Али Батыр протягивает девушке ее крылья – единственный путь к спасению. Но Сюимбике не хочет оставить любимого и бросает крылья в огонь. Тотчас же лесной пожар гаснет. Али Батыр и Сюимбике возвращаются в деревню. Родители, друзья Али Батыра и сваты желают счастья жениху и невесте.
Государственный академический Мариинский театр
К сожалению, мы не смогли выяснить, кто автор этих фотографий, взятых с сайта театра...
Если это Ваши работы или Вы знаете автора - сообщите нам, пожалуйста!