4 июня 1910 г. антреприза Сергея Дягилева впервые показала балет «Шехеразада» на музыку симфонической сюиты Н.А. Римского-Корсакова.
Новый восточный спектакль придумывался с тем, чтобы закрепить и развить успех двух постановок из прошлогоднего репертуара: «Клеопатры» и «Половецких плясок». Сценарий, основанный на прологе к сказкам 1001 ночи, придумали Лев Бакст и Александр Бенуа, развил Михаил Фокин. Бакст изобразил в декорациях и костюмах сказочный Восток.
Для первого варианта «Шехеразады» Фокин взял две части сюиты – II и IV (I часть исполнялась при закрытом занавесе в качестве Увертюры). Большой дуэт Зобеиды и Раба на музыку II части появился позже. В 1910 г. преобладали массовые сцены. Герои имели отельные танцевальные и пантомимные реплики. Это позволило собрать на премьере необычную пару исполнителей. На роль Зобеиды Дягилев и Фокин пригласили Иду Рубинштейн. Непрофессиональная танцовщица, занимавшаяся с Фокиным частным образом, она уже сыграла Клеопатру в сезоне 1909 г. Теперь та же трагическая красота становилась характеристикой героини «Шехеразады», но если египетская царица несла смерть, то Зобеида погибала сама. Вацлав Нижинский, поразивший парижан в основанных на классическом танце партиях Раба Армиды и Юноши в «Сильфидах», танцевал любимого невольника Зобеиды – воплощение чувственной стихии, до времени запертой, но захватывающей все, как только выпустят на свободу.
«Шехеразада» явилась одним из балетов, в которых Фокин смог полнее всего реализовать идеи, касающиеся наглядности и живописности сценического действия. В большом финале, когда воины Шах-Земана убивали жен, невольников, слуг, он поставил отдельный эпизод схватки для каждой пары артистов. Очень гордился хореограф тем, как понятно были переданы мысли и чувства героев, как жизненные жесты заменяли их предполагаемые реплики: «Я разработал все детали драмы и поставил ее <…> без единого условного жеста. <…> [в финале] шах мрачно подходил к трупу <…> любовника Зобеиды, толкал его ногой и, когда мертвое тело переваливалось, указывал брату на него рукой. <…> Этого совершенно достаточно, чтобы взрыв бешеной ревности при виде тела красавца, кот[орого] только что ласкала его жена, заставил бы несчастного мужа бросить изменницу на кинжалы поджидающих ее евнухов и солдат. Все ясно для публики. <…> Так поставлена вся "Шехеразада". Жесты только те, которые понятно выражают данный момент действия».
Впервые показанный на сцене парижской Оперы, балет сохранялся в репертуаре труппы Дягилева до конца ее существования. Исполняли его и обе антрепризы: Балет полковника де Базиля и «Русские балеты Монте-Карло». Сегодня «Шехеразада» входит в постоянный репертуар Мариинского театра, а также идёт ещё в 4 российских театрах.
Автор – Андрей Галкин
Скучающего султана Шахриара развлекают одалиски и его любимая жена Зобеида. По совету младшего брата Шахземана, убежденного в женской неверности, Шахриар уезжает на охоту. В гареме начинается оргия. Обитательницы гарема упрашивают главного евнуха впустить их любовников. В разгар оргии внезапно возвращается Шахриар. Он велит казнить своих наложниц, евнухов и рабов. Зобеида молит оставить ей жизнь, но, не получив согласия Шахриара, убивает себя.
Государственный академический Мариинский театр
Автор фотографии – Елена Лапина на сайте театра