ФИО: Сергеев Константин Михайлович
Дата рождения: 5 марта 1910 г.
Место рождения: Санкт-Петербург
Дата смерти: 1 апреля 1992 г.
Место смерти: Санкт-Петербург
Звания / награды:
Заслуженный артист РСФСР (1939)
Народный артист РСФСР (1951)
Народный артист СССР (1957)
Сталинская (Государственная премия) (1946, 1947, 1949, 1951)
Орден «Знак Почета (1939)
Орден Трудового Красного Знамени (1940)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)
Медаль «В память 250-летия Ленинграда» (1954)
Орден Ленина (1970, 1980, 1988, 1991)
Герой Социалистического Труда (1991)
Почетная премия Парижской академии танца (1965)
Профиль авторизован в январе 2025 года
Автор профиля: ВладимирПавлоцкий
Место учёбы: сначала занимался на вечерних курсах при Ленинградском государственном хореографическом техникуме (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой ). Педагоги Е. П. Снеткова, М. А. Кожухова, В. А. Семенов
Затем поступил на дневное отделение, которое закончил в 1930 году.
Выпускавший педагог по классике: В. И. Пономарев
Место работы: передвижная труппа И. Ф. Кшесинского
Дата поступления: 1928 г.
Дата окончания работы: 1929 г.
Партии, исполненные за время работы в труппе:
«Лебединое озеро» Зигфрид
«Жизель» Альберт
«Корсар» Невольник
«Шопениана» Юноша
«Эсмеральда» Гренгуар
«Половецкие пляски» Половчанин
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1930 г.
Дата окончания работы танцовщиком: 1961 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Филипп, Жером, Актер –первый исполнитель
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Вацлав –первый исполнитель
«Утраченные иллюзии» (балетмейстер Захаров) Люсьен –первый исполнитель
«Раймонда» (балетмейстер Вайнонен) Коломан–первый исполнитель
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Ромео–первый исполнитель
«Гаянэ» (балетмейстер Анисимова) Армен –первый исполнитель
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) Принц –первый исполнитель
«Милица» (балетмейстер Вайнонен) Петро–первый исполнитель
«Весенняя сказка» (балетмейстер Ф. Лопухов) Добрый молодец –первый исполнитель
«Раймонда» (редакция Сергеева) Жан де Бриен–первый исполнитель
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Евгений –первый исполнитель
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Зигфрид –первый исполнитель
«Шурале» (балетмейстер Якобсон) Али Батыр –первый исполнитель
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Дезире –первый исполнитель
«Родные поля» (балетмейстер Андреев) Андрей –первый исполнитель
«Тарас Бульба» (балетмейстер Фенстер) Андрий–первый исполнитель
«Тропою грома» (балетмейстер Сергеев) Ленни –первый исполнитель
«Маскарад» (балетмейстер Фенстер) Арбенин –первый исполнитель
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Принц –первый исполнитель
«Лебединое озеро» (балетмейстеры Петипа, Иванов) Друг Принца, классическое трио
«Лебединое озеро» (редакция Вагановой) Граф –первый исполнитель
»Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Принц Зигфрид первый исполнитель
«Золотой век» (балетмейстеры Вайнонен, Якобсон) Спортсмен–первый исполнитель
«Болт» (балетмейстер Ф. Лопухов) Узбек –участник премьеры
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Юноша
«Дон Кихот» Базиль
«Жизель» Альберт, Классический дуэт
«Корсар» Конрад
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Фрондосо
«Тарас Бульба» (балетмейстер Ф. Лопухов) Остап
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Дезире, Голубая птица
«Красный мак» (балетмейстеры Ф. Лопухов, Пономарев, Леонтьев) Молодой кули, Феникс
«Египетские ночи» (балетмейстер Фокин) Раб
«Конек-горбунок» Гений вод
«Хореографические миниатюры» (балетмейстер Якобсон) Венский вальс
«Эсмеральда» (балетмейстер Ваганова) Актеон
Концертные номера:
«Вальс» И. Штрауса (балетмейстер Ваганова)
«Вальс» И. Штрауса (балетмейстер Чабукиани)
«Воспоминание» (балетмейстер Ф. Лопухов)
«Либестраум» (балетмейстер Шуйский)
«Лунный свет» (балетмейстер Якобсон
«Прелюдия» (балетмейстер Якобсон)
«Полишинель» (балетмейстер Якобсон)
«Хореографический этюд» (балетмейстерЯкобсон)
Постановки в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
«Золушка» (1946, новая редакция 1964)
«Раймонда» (1948, новая редакция)
«Лебединое озеро» (1950, новая редакция)
«Спящая красавица» (1952, новая редакция)
«Тропою грома» (1958)
«Карнавал» (1962, новая редакция)
«Далекая планета» (1963)
«Гамлет» (1970)
«Корсар» (1973, новая редакция)
«Левша» (1976)
Концертные номера в постановке и исполнении К. М. Сергеева
«Вакханалия»
«Вальс» Венявского
«Вальс» Либлинга
«Весна»
«Забытый вальс»
«Классический дуэт» на музыку Корещенко
«Лист и ветер»
«На крыльях песни»
«Орфей и Эвридика»
«Порыв»
«Приглашение к танцу»
«Ручей» па-де-де
«Спортивный вальс»
«Тарантелла»
«Демон и Тамара»
«Жар-птица и Иван-царевич»
Постановки в Ленинградском хореографическом училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
«Аппассионата» (1978)
«Карнавал» (1988,новая редакция)
«Фея кукол» (1989, по мотивам постановки братьев Н. и С. Легатов)
«От Ланде до Вагановой»
Постановки в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко
«Легенда о Жанне Д'Арк»
Постановки в
«Корсар» (1992)
Постановки, осуществлённые за рубежом:
«Жизель» (Варшава, 1967, Осака, 1991)
«Лебединое озеро» (Прага, 1973, Варшава, 1987, Бостон, 1988, Токио, 1991)
«Золушка» (Прага, 1978, Осака, 1990)
С 1931 года преподавал классический танец в Ленинградском хореографическом училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
В 1938-1940 и 1973-1992 художественный руководитель, с 1991 – президент Академии русского балета им. А.Я. Вагановой.
В 1985—1988 годах преподавал на Международном летнем семинаре в Сплите, Югославия.
Главный балетмейстер Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр) в 1951-1955, 1961-1971 гг.
«Концерт мастеров искусств»
«Мастера русского балета»
«Соберите Венеру»
Постановщик и сценарист фильмов-балетов
«Спящая красавица»
«Лебединое озеро»
«Золушка»
«Принц и Золушка»
«Карнавал»
«Египетские ночи»
«Фея кукол»
Документальные и телевизионные фильмы, посвященные творчеству К. М. Сергеева
«Когда проходит молодость»
«Константин Сергеев. Про и контра»
«Константин Сергеев. Фрагменты хореографии»
«Легенды русского балета»
«Уроки жизни»
Участие в документальных фильмах
«Этот час волшебный»
«И каждый вечер в час назначенный»
Богданов-Березовский В. Заслуженный артист РСФСР К. М. Сергеев , Л. ВТО, 1951
Прохорова, В. Константин Сергеев. Л.,Искусство, 1974
Константин Сергеев. Сборник статей. М, Искусство, 1978
Константин Сергеев. Буклет. Л., 1980
Константин Сергеев, Буклет. Л., Музыка 1985
Бланков, Б. Великий дуэт ХХ века.СПб, Диан, 2010
Многочисленные статьи в различных книгах, сборниках, периодической печати.
Народный артист СССР Константин Михайлович Сергеев принадлежал к когорте выдающихся мастеров балета 1930-1950х. Это был артист-лирик, артист-романтик, проникнутый высокими возвышенными чувствами. Его герои разнились благородством, особой духовностью, умело раскрывали мир своих мыслей, чувств и духовных идеалов.
Первый исполнитель партий во множестве балетов, он вдохновлял хореографов на создание незабываемых образов, привнося в них только ему одному свойственную глубину. Танец Сергеева был совершенен по форме. Образы, им созданные в спектаклях наследия и премьерах 1930-1950х годов, стали хрестоматийными и вошли в алмазный фонд балета.
Пылкий Вацлав, честолюбивый Люсьен в «Утраченных иллюзиях», романтик Граф в вагановской версии «Лебединого озера», героический Армен из «Гаянэ», чувствительный, эмоциональный Ромео, центральные роли в балетах наследия, влюбленный Принц в «Золушке», страдающий Евгений в «Медной всаднике» - премьера следовала за премьерой. В каждой из новых работ перед зрителями представал иной Сергеев: менестрель, мечтатель, человек, затянутый в трагический узел судьбы. Все его роли были окрашены индивидуальными чертами.
В. Богданов-Березовский писал: «...Среди советских танцовщиков К. М. Сергеев занимает особое место. О воплощении им разнообразных партий его обширного репертуара можно и должно говорить как о танце-игре. Какую бы роль ни воплощал он — лирическую, драматическую или трагедийную, романтическую или бытовую по основному колориту,— зритель прежде всего воспринимает конкретный сценический образ живого, мыслящего, чувствующего человека. И не человека вообще, а конкретную данную личность, носителя характера, представителя определенной эпохи и определенной среды...
Сергеев признан художником-лириком, поэтом танца. И эта справедливая репутация прочно закрепилась за ним. Действительно, с первых своих выступлений он показал себя как одухотворенный лирический поэт, поющий свои хореографические арии и дуэты любовного содержания в «Лебедином озере», «Жизели», «Щелкунчике», «Шопениане», в «Бахчисарайском фонтане» на проникновенно нежной интонации, на исключительно мягкой фразировке... Лиризм Сергеева не сразу обозначился как мужественный и пафосный. Именно качественное изменение лирического содержания ролей и стало для Сергеева путем выхода из узких рамок амплуа. От лирики элегической, характеризовавшей его выступления начала 30-х годов, он вскоре же перешел к лирике драматической.
Уже в Люсьене («Утраченные иллюзии») можно говорить о равномерности лирического и драматического начал его искусства. Далее — в Ромео — лиризм исполнения поднялся у него до уровня подлинной трагедийности. А перед Великой Отечественной войной и в послевоенные годы стал отчетливо определяться лирико-пафосный, лирико-героический стиль Сергеева, с глубокой полнотой выявившийся в его исполнении партий-ролей Остапа в «Тарасе Бульбе», Принца в «Золушке», де Бриена в «Раймонде», Евгения в «Медном всаднике»...».
Еще участвуя в гастролях труппы Кшесинского, до поступления в хореографический техникум, наметилась творческая линия пути артиста: умение увидеть поэтику в любой роли, будь то балеты наследия или современные для его времени спектакли. Герои Сергеева идеалисты, идущие своим собственным путем, личности, обладающие тонкой возвышенной душой.
Особенно удавались Сергееву партии классического репертуара, а его решение роли Альберта в «Жизели» признано новаторским и имело множество последователей. Психологически правдивы были роли в современном репертуаре.
В то же время сложился легендарный дуэт: Г. Уланова и К. Сергеев. Дуэт отличала подлинная гармония. Непревзойденным осталось их прочтение титульных образов в «Ромео и Джульетте» в постановке Л.Лавровского. Ромео Сергеева порывистый и нежный, решительный и наивный, и Джульетта Улановой, застенчивая и трепетная, трогательная и глубокая, зримо воплотили бессмертные строки Шекспира. Это был светлый дуэт, озаренный всепобеждающей силой любви.
Сохранившиеся кадры кинохроники донесли до нас фрагмент репетиции эпизода венчания Джульетты и Ромео, кульминационной сцены балета, в которой Лавровский в соавторстве с исполнителями поднялись до уровня истинной шекспировской лирической трагедии. Родилась сцена, достойная автора первоисточника, хотя у самого Шекспира в тексте она отсутствует. В эпизоде прослеживалось трепетное отношение артистов к трактуемому материалу. Не было ни Улановой, ни Сергеева, а были истинные Джульетта и Ромео, готовые ради любви на любые жертвы, разделить друг с другом все невзгоды и беды. Когда Уланова сменила в 1944 году Кировский театр на Большой, Сергеев больше ни разу не вышел в роли Ромео, оставаясь до конца верным своей Джульетте.
Потеряв свою Эвридику, Орфей-Сергеев обрел новую музу, Н. М. Дудинскую, заняв ее в заглавной роли своего первого и лучшего хореографического опуса «Золушка». Сам балетмейстер-дебютант выступил в партии Принца. Построенная в основном на виртуозных прыжках, стремительный, немного ироничный, озорной танец Принца-Сергеева оттенял хрустально-чистый, прозрачный танец Золушки-Дудинской, а их дуэты были гимном незамутненному чувству. Решенный в основном танцевальными средствами спектакль долго держался в репертуаре и неоднократно возобновлялся. По мотивам балета были сняты телевизионные фильмы «Золушка» и «Принц и Золушка».
Следующим балетмейстерским опытом Сергеева стал балет «Тропою грома» по роману Питера Абрахамса с Дудинской и Сергеевым в главных ролях. Помимо основных героев были довольно интересно выстроены персонажи второго плана. Последние оригинальные постановки Сергеева для Кировского театра «Далекая планета», «Гамлет» и «Левша» оказались не столь удачными как предыдущие.
Особое место в творческой биографии Сергеева занимала редактура балетов наследия. На рубеже 1940-1950 гг. он бережно отредактировал «Лебединое озеро», «Раймонду» и «Спящую красавицу», сберег многие фрагменты своих предшественников, в частности А. Вагановой и Ф. Лопухова. Сочиненные Сергеевым вариации Зигфрида в па-де-де из «Лебединого озера» и Дезире в свадебном дуэте третьего акта «Спящей красавицы» по сей день исполняются во всем мире, объявляемые как поставленные Петипа, настолько мастерски Сергеев уловил почерк великого балетмейстера.
После Сергеева появилось множество редакций этих балетов. К их редактуре обращались Ю. Григорович, В. Бурмейстер, Н.Боярчиков, Н. Долгушин, Р. Нуреев, отечественные и зарубежные хореографы. Но лучшими все равно остаются спектакли, созданные Сергеевым в содружестве с С. Вирсаладзе. Сергеев очистил эти балеты от излишней пантомимы и бережно стилизовал несохранившиеся фрагменты хореографических текстов.В начале 1970х Сергеев предложил свою версию балета «Корсар», которая также явилась наиболее удачной и в 1992 году была перенесена им на сцену Большого театра.
Критика высоко оценивала Сергеева, как танцовщика. «Как создатель и исполнитель серии образов современного балета он был одним из главных и поэтичнейших трубадуров современного ему течения в хореографии. Актер, Вацлав, Люсьен подготовили появление Ромео, в роли которого он достиг зрелости сценического мастерства» (Ю. Слонимский). «В лице Сергеева мы имеем большого танцовщика лирико-романтического плана. Сегодня он лучший «тенор» советского балета»,— писал Ф. Лопухов.
Сергеев дважды возглавлял балет Кировского театра (1950-1955, 1960-1973). Как руководитель Сергеев был традиционалистом, следя за чистотой исполнения классических балетов. В театре служили только представители ленинградской школы балета. Были возобновлены балеты Серебряного века «Египетские ночи» и «Карнавал», шли старинный «Конек-горбунок», советская классика, репертуар пополнился балетами Бельского и Якобсона, но появился и ряд неудачных, откровенно слабых спектаклей.
С 1973 года Сергеев художественный руководитель, а с 1991 года президент хореографического училища. В училище он вел уроки классического наследия, дуэтного танца, поставил «Времена года», «Карнавал», «Аппассионату», театрализованный класс-концерт «От Ланде до Вагановой». Удачной оказалась постановка «Феи кукол» по мотивам балета братьев Н. и С. Легатов, которая по сию пору сохраняется в репертуаре Академии русского балета.
Сергеева неоднократно приглашали за рубеж для переноса классических балетов и постановки «Золушки». Он был непременным членом жюри Международного конкурса артистов балета в Москве. Артист был удостоен множества наград. Похоронен Сергеев на Литераторских мостках Волкова кладбища.
На доме, в котором проживал Константин Михайлович Сергеев, установлена мемориальная доска.