ФИО: Селюцкий Геннадий Наумович
Дата рождения: 23 декабря 1937 г.
Место рождения: Петрозаводск
Дата смерти: 29 октября 2020 г.
Место смерти: Санкт-Петербург
Звания / награды:
заслуженный деятель искусств Российской Федерации
заслуженный деятель искусств Таджикской ССР
Участвовал в съёмках фильмов:
«Спящая красавица» фильм-балет – Жених
«Хореографические миниатюры» – «Конькобежцы»
Его творчеству посвящен документальный фильм «Геннадий Селюцкий рыцарь танца»
В 2024 году в Пушкиногорье был проведен первый фестиваль «Под звездой Геннадия Селюцкого»
К 80-летию Г. Селюцкого был выпущен буклет «Геннадий Селюцкий». СПб, Мариинский театр.2018 г.
Профиль авторизован в феврале 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1956 г.
Выпускавший педагог по классике: Ф. И. Балабина
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1956 г.
Дата окончания работы: 1990 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Красный цветок» (балетмейстер Андреев) Ва Личен– первый исполнитель
«Вальсы Равеля» (балетмейстер Якобсон) второй и седьмой вальсы– первый исполнитель
«Испанские миниатюры» (балетмейстер Гомес де Фонсеа) Тореро – первый исполнитель
«Хореографические миниатюры» (балетмейстер Якобсон)«Конькобежцы» – первый исполнитель, «Мечта», «Птица и охотник», «Слепая»
«Левша» (балетмейстер Сергеев) Николай – первый исполнитель
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Зигфрид, Ротбарт, друзья Принца
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Дезире, Каталабют
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Сергеев) Вацлав, Гирей
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Парис, Тибальд, Трубадур
«Раймонда» (редакция Сергеева) Трубадур, Абдерахман
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Командор, двойка Юношей
«Легенда о любви» (балетмейстер Григорович) Визирь
«Клоп» (балетмейстер Якобсон) Баян
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) Флорестан
«Жемчужина» (балетмейстер Боярский) Доктор-скупщик
«Жизель» Ганс
«Гамлет» (балетмейстер Сергеев) Клавдий
«Тропою грома» (балетмейстер Сергеев) Мако
«Берег надежды» (балетмейстер Бельский) Человек в черном
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Арап Петра Первого
«Баядерка» (редакция Пономарева, Чабукиани) Великий брамин
«Фауст». «Вальпургиева ночь» (балетмейстер Лавровский) Вакх
«Корсар» (редакция Сергеева) Бирбанто
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Красс, Вольноотпущенник Красса
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Маркиз
«Родные поля» (балетмейстер Андреев) Сандро
«В порт вошла «Россия» (балетмейстер Захаров) Антонио
«Отелло» (балетмейстер Чабукиани) Кавалер Бьянки
Концертный номер «Вальс-фантазия» (балетмейстер Григорович) – первый исполнитель
Участник вечеров «Камерного балета» под руководством Г. Алексидзе
Участие в конкурсах:
Название конкурса: Международный фестиваль молодежи и студентов
Дата проведения: 1959 г.
Место проведения: Вена, Австрия
Место работы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Дата поступления: 1963 г.
Дата окончания работы: 2012 г.
Должность: педагог классического танца (с 2002 г. профессор)
Среди учеников: Ф. Рузиматов, Р. Абдыев, В. Елизарьев, В. Медведев, С. Козадаев, С. Станов, И. Петров, В. Самодуров, Д. Пыхачов, А. Сергеев, К. Мельников, Д, Фирсов, С. Попов, А. Тимофеев, Э. Фаски, А. Ботани, Э. Латыпов, учащиеся венгерской и болгарской групп.
Место работы: Государственный академический Мариинский театр
Дата поступления: 1991 г.
Дата окончания работы: 2020 г.
Должность: балетмейстер-репетитор
Под его руководством готовили партии: Ф. Рузиматов, К. Заклинский, И. Зеленский, А. Курков, В. Баранов, А. Лиепа, Ю. Махалина, Л, Сарафанов, И. Петров, Д. Корнеев, А. Яковлев (1-й), А. Яковлев (2-й), Д. Корсунцев, И. Колб, Е. Иванченко, А. Ермаков, А. Попов, В. Кайшета.
В качестве ассистента хореографа сотрудничал с М.Бежаром, Дж. Роббинсом, Р. Пети, П. Лакоттом.
Еще в начале 1950-х любители балета обратили внимание на красивого, большеглазого мальчугана, с упоением пляшущего детский танец в балете «Шурале». Это был Геннадий Селюцкий. Уже с детских лет в нем привлекали манера и темперамент. Даже будучи ребенком, он до конца отдавался участию в спектакле, танцевал с наслаждением и получал удовольствие от пребывания на сцене.
На окончившего Хореографическое училище по классу Ф. И. Балабиной и приглашенного в труппу Кировского театра выпускника Селюцкого возлагали большие надежды как на будущего классического премьера. Полученная в начале творческого пути серьезная травма, наложила отпечаток на всю его последующую карьеру танцовщика, превратив его в актера пантомимных и характерных ролей.
Селюцкий перетанцевал множество балетов. Исполнение его всегда было эмоциональным. В его персонажах кипели страсти, безудержная, бурная одержимость жизнью, им были чужды слабость раскаяния, равнодушие или безразличие. Особенно хорошо Селюцкому удавались роли с восточным колоритом: Визирь в «Легенде о любви», Абдерахман в «Раймонде», Великий брамин в «Баядерке», Гирей в «Бахчисарайском фонтане». В его восточных персонажах ощущались необузданная страсть, дикая сила, жажда желания. Они были пронизаны пряным ароматом востока. Эти сценические образы Селюцкого отличались богатством красок, в них было разлито экзотическое дыхание цветущих лотосов и гибискусов. Они были, настолько живописны, будто сошли с полотен Верещагина или Делакруа.
Геннадий Селюцкий был непревзойденным мастером позы и жеста. Его статичные позировки воспринимались как своеобразная хореографическая фермата, дышали жизнью, были динамичны и экспрессивны. Мало кто из артистов балета обладал такими выразительными руками, как Селюцкий. Для каждой роли был найден выразительный жест, который становился ее лейтмотивом: жест Великого брамина, олицетворяющий абсолютную власть и полное подчинение, жест Абдерахмана, передающий страстное желание обладания Раймондой, жест хана Гирея, пораженного и сраженного чувством с первого взгляда,показывающий преклонение перед Марией.
Гирей Селюцкого – воплощение силы, безжалостности тирана и безутешного страдания. Он грозный властелин и невольник Марии. Селюцкий рисовал своего героя насыщенными мазками без приглушенных оттенков. Образ был наполнен жизненной страстью и взволнованностью. С потрясающей силой артист раскрывал трагедию отвергнутого чувства, с которой он никак не мог справиться.
Селюцкий был выдающимся интерпретатором ролей злодеев, которые в его исполнении поднимались до значимости главных героев. Они были многомерны и масштабны. У его Ротбарта из «Лебединого озера», Тибальда из «Ромео и Джульетты» «Ганса из «Жизели», Бирбанто из «Корсара», Клавдия из «Гамлета» была четко проведена линия жизни. Все персонажи имели биографию, полную хитросплетений и коварства.
Ротбарт Селюцкого был сродни Мефистофелю из одноименной оперы Арриго Бойто. Это был сущий «дьявол во плоти», могущественный и обольстительный. Уверенной поступью он правил бал во дворце Владетельной принцессы, планомерно подводя Зигфрида к предательской клятве.В битве с принцем в последнем акте балета Ротбарт-Селюцкий не только воплощение зла, но и сильный гневный соперник Зигфрида, фатум, олицетворение неотвратимости судьбы, которую необходимо победить.
В роли Ганса Селюцкий выделял противоречивость характера своего персонажа. По-своему любя Жизель очень сильно, будучи искренне опечаленным, от того, что отвергнут, не предвидя катастрофы, он разоблачал графа. Ганс Селюцкого пытался вершить суд над Альбертом, Эгоистичный в своих намерениях, свершив зло, осознав, что он потерял, персонаж Селюцкого раскаивался во всем не менее графа. В нем был заключен протест против несправедливо отвергнутого на его взгляд чувства. Не подозревая, что любовь Жизели к Альберту настолько сильна, он не предвидел роковой развязки, надеясь, что разоблачив графа, будет раскрыта истина его чувства.
В надежде получить признание раскаявшейся Жизели, он изобличал графа. Ганс Селюцкий не мог предчувствовать, что Жизель настолько отлична от своих подруг, что она так ранима и болезненно воспримет происходящие события – в этом трагедия слепой безответной любви героя Селюцкого. Погибая от неумолимой кары виллис, в последних «репликах» Селюцкий-Ганс клялся в искренности своей любви к Жизели. Но закон суровых виллис беспощаден. Ганс должен проститься с жизнью. «Душа, совершившая предательство, всякую неожиданность воспринимает как начало возмездия» (Ф. Искандер).
Геннадий Селюцкий был замечательным педагогом, давшим путевку в жизнь Ф. Рузиматову, В. Елизарьеву, В. Медведеву, С. Козадаеву, С. Станову, И. Петрову, В. Самодурову, Д. Пыхачову, А. Сергееву, К. Мельникову, Д. Фирсову, С. Попову, А. Тимофееву, Э. Фаски, А. Ботани, Э. Латыпову, учащимся иностранцам. Он много лет служил в Мариинском театре, готовя премьеров и первых танцовщиков к исполнению новых ролей и помогая им осваивать текущий репертуар. Репетировал с Ф. Рузиматовым, И. Зеленским, К. Заклинским, М. Вазиевым, И. Петровым, Ю. Махалиной, А. Лиепой, В. Барановым, И. Колбом, Л. Сарафановым, Э. Латыповым, Д. Корсунцевым, Е. Иванченко, А. Ермаковым, А Яковлевым (2м), В. Кайшетой.
Профессионализм Селюцкого оценили М Бежар, Дж. Роббинс, Р. Пети, П. Лакотт, которые приглашали его как ассистента при постановке своих балетов в Мариинском театре. В документальном фильме, выпущенном уже после кончины Селюцкого, его питомцы вспоминали о нем со слезами на глазах, некоторые откровенно плакали. Не это ли наивысшая оценка мастера, профессионала и человека, каким был Геннадий Наумович Селюцкий!