ФИО: Седова Юлия Николаевна
Дата рождения: 9 (21) марта 1880 г.
Место рождения: г. Санкт-Петербург
Дата смерти: 23 ноября 1969 г.
Место смерти: г. Канны, Франция
Награды/звания: золотая медаль (1909 г)
Профиль авторизован в октябре 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Императорское Петербургское театральное училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
Дата окончания: 1898 г.
Выпускающий педагог: Э. Чекетти
Партии, исполненные за время обучения:
«Урок танцев в гостинице» (балетмейстер Чекетти) выпускной спектакль
Место работы: Императорский Мариинский театр; с 1935 – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Даты службы: 1898-1904 гг., 1905-1911 гг., 1914-1916 гг.
Среди партий, исполненных за время работы в театре:
«Дон Кихот» Повелительница дриад – первая исполнительница, Китри
«Ручей» (балетмейстер Коппини) Заэль – первая исполнительница
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Мазурка – первая исполнительница
«Времена года» (балетмейстер Петипа) Лед – первая исполнительница, Град
«Привал кавалерии» (балетмейстер Петипа) Тереза, Мария
«Дочь фараона» (балетмейстер Петипа) Аспиччия, Нева
«Царь Кандавл» (балетмейстер Петипа) Низия
«Жизель» Мирта
«Баядерка» (балетмейстер Петипа) Гамзатти
«Конек-горбунок» Царь-девица
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Аврора
«Пахита» (балетмейстер Петипа) Пахита, па-де-катр
«Корсар» (редакция Петипа) Медора
«Жемчужина» (балетмейстер Петипа) Белая жемчужина
«Маркобомба» (балетмейстер Л. Иванов)
«Эсмеральда» (новая редакция Петипа) Флер де Лис
«Щелкунчик» (балетмейстер Л. Иванов) фея Драже
«Пробуждение Флоры» (балетмейстер Петипа) Флора
«Фея кукол» (балетмейстеры бр. Легат) Русская кукла
«Лебединое озеро» (балетмейстеры Петипа, Л. Иванов) Венгерский танец
«Раймонда» (балетмейстер Петипа) Мазурка
Место работы: Императорский Большой театр (современное название: Государственный академический Большой театр России))
Дата поступления: 1904 г.
Дата окончания работы: 1905 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Конек-горбунок» (редакция Горского) Царь-девица
«Лебединое озеро» (редакция Горского) Одетта-Одиллия
В 1908 году гастролировала по городам России (Харьков, Ярославль, Баку, Тифлис, Одесса, Ростов-на-Дону)
В 1909 году гастроли в Берлине
В 1910 году гастроли в Париже
В 1911-1914 гг. гастролировала с небольшой труппой по США (дала спектакли и концерты в 52 городах)
Среди исполненных партий:
«Лебединое озеро» Одетта-Одиллия
«Коппелия» Сванильда
«Русская свадьба» (балетмейстер Мордкин)
В 1919 г. гастроли в Харькове в балете «Конек-горбунок», поставленном в пользу Общества помощи детям добровольцев Белой Армии.
В 1920—1921 гг. в Париже участвовала в балете«Очарованный лес» с труппой «Folies Bergère»
Работала в театрах Италии, выступала в Южной Америке.
В 1946 г. В Монте Карло участвовала в балете Жизель» (Мать Жизели, в роли Жизели Иветт Шовире).
В 1930 году открыла балетную школу «Александрино» в Ницце. Преподавала до 1969 г. Среди учеников: Ж. Скибин, С. Головин, В. Протопопов, Б. Траилин, М. Безобразова, С. Головин, А. Эглевский.
Незадолго до прощального бенефиса танцовщица Юлия Седова откровенно высказалась о себе: «Не обладая красотою тела, я не искала никогда пластических поз в исполнении балетных ролей». Это не было кокетством зрелой балерины на закате сценической карьеры. Ей частенько доставалось от критиков за отсутствие умения достоверно передавать чувства и эмоции персонажей. Зато Седова поражала своим танцем даже самых пристрастных ценителей балета и профессионалов.
Юлия Седова окончила Императорское театральное училище в 1898 году. Педагог выпускного класса Энрико Чекетти для своих учениц Юлии Седовой и Любови Егоровой поставил одноактный балет «Урок танцев в гостинице», демонстрируя их виртуозное владение техникой классического танца. Последователь Карло Блазиса, ученик Чезаре Коппини и Филиппо Тальони, Чекетти открывал неизведанные пути в обучении балетных па, создав новую модель преподавания. Его ученики отличались удивительным владением техникой классического танца. И Седова не стала исключением. В выпускном спектакле Седова и Егорова соперничали в виртуозности, демонстрируя чудеса техники. Обе были приняты в Мариинский театр на положение корифеек, минуя кордебалет. Но будущее не сулило юной артистке ничего радужного.
Седова пришлась не по нраву директору Императорских театров В. А. Теляковскому. В своих дневниках он часто нелицеприятно отзывался о танцовщице, называя ее слабой, плохой, некрасивой, очень грубой, считал ее интриганкой. Так, в дневниковой записи от 18 октября 1906 года Теляковский записал: « Особенно бисировала Седова, которая, несомненно, устраивает себе клаку». Также не складывались отношения с А. Д. Крупенским, чиновником особых поручений при директоре Императорских театров.
Поначалу Седовой стали поручать балеринские партии. Потом вдруг в 1904 году она была переведена в Москву, в Большой театр. В Москве Седова за сезон исполнила главные партии в «Лебедином озере», «Коньке-горбунке», имела большой успех, хорошую прессу.
В 1905 году артистка вернулась в Петербург, стала заниматься с Е. П.Соколовой, пытавшейся привить танцовщице чувство стиля. Репертуар пополнялся значительными партиями. В 1908 году она возглавила большую гастрольную поездку по городам России, выступала в Харькове, Ярославле, Баку, Тифлисе, Ростове-на-Дону, через год направилась с выступлениями в Берлин, а в 1910 году в Париж.В 1909 году ей вручили золотую медаль.
Седова была обладательницей феноменального прыжка. Она умела задерживаться в воздухе, казалось, что ее полеты длятся вечно. Мощные порывистые прыжки были дерзки, отважны, воспринимались на грани рискованности. Артистка владела необыкновенным баллоном, летая по сцене словно диковинная птица. В 1907 году появился концертный номер «Игра бабочек», в котором Седова не испугалась соперничать с только что окончившим школу Вацлавом Нижинским, ни в чем ему не уступала. Позднее этот номер включили в балет «Талисман». Седова осмеливалась потом состязаться в полетности прыжка с Нижинским, на что не отваживались не только балерины, но и танцовщики.
Помимо прыжка поражало вращение артистки. Она запросто крутила фуэте, делала по несколько туров с точными остановками в конце хореографической фразы. К. Скальковский писал: «Пройдя под руководством г-на Чекетти хорошую школу, она без труда делает три круга на носке и довольно отчетливо 24 фуэте – па довольно трудное». Правда, отличная техника не всегда компенсировала отсутствие пластического решения, в чем ее вечно упрекали критики.
В рецензии на прощальный бенефис Седовой А. Волынский замечал: «Прежде всего эта артистка [Седова] с большой элевацией. Длинный прыжок ее отличается яркостью. Стремительно и шумно она носится по сцене, не останавливая потока движений для гибких и мягких танцев на полу. Все полет. Порывистый разбег и затем длительный баллон, дававший иногда …выразительные эффекты в воздухе. От прыжка и полета артистка постоянно переходит …к неизбежным кругам в разных направлениях сцены круги в точном смысле этого слова составляют прямо ее специальность. Она вертится смело и безостановочно с таким бурным порывом темперамента, какого нельзя видеть ни у каких артисток Мариинского театра».
К 1910 году Седова участница множества репертуарных балетов. К лучшим ее созданиям относились партии в «Привале кавалерии», «Жемчужине», «Маркобомбе», «Корсаре», «Царе Кандавле», «Коньке-горбунке», «Спящей красавице», «Пахите», «Щелкунчике», «Пробуждении Флоры», «Дон Кихоте», «Ручье».Помимо классики ей удавались и характерные танцы.
В 1910 году Седова впала в немилость к главному режиссеру балетной труппы театра Николаю Сергееву. Подвергнутая преследованиям, Седова подала прошение об увольнении. Оно было удовлетворено.
С 1911 по 1914 годы Седова гастролировала по США. Партнером ее стал М. Мордкин. В группу артистов входили Л. Лопухова, Б. Пожицкая, А. Волинин, Н. Солянников, небольшой кордебалет. Артисты выступили в 52 городах США. Успех был большим.
В 1915 году Седова вернулась в родной театр и с трудом дослужила до выхода на пенсию. В 1916 году состоялся прощальный бенефис Юлии Седовой, незадолго до которого танцовщица все-таки была возведена в ранг балерины. Артистка выступила в партии Аспиччии в «Дочери фараона». На Мариинскую сцену Седова больше не вышла ни разу.
В 1918 году Седова покинула Россию, перебравшись во Францию. В 1920—1921 годах в Париже участвовала в труппе «Folies Bergère», выступила в балете «Очарованный лес». Позднее работала в театрах Италии, выступала в Южной Америке.
Она поселилась в Каннах, а в Ницце открыла балетную школу «Александрино», в которой проработала до ухода из жизни. Среди ее учеников значились Б. Траилин, М. Безобразова, С. Головин, Ж, Скибин, В. Протопопов, А. Эглевский. Ученики отмечали профессионализм Седовой и жесткую дисциплину ее классов.
В 1946 году Седова выступила в роли Матери Жизели в оперном театре Монте Карло. Жизель танцевала Иветт Шовире.
Юлия Николаевна Седова была танцовщицей-виртуозкой, с легкостью побеждавшей «трудные технические узоры». Она безусловно принадлежала к плеяде выдающихся русских балерин, оказавших влияние на дальнейшее развитие искусства балета.