ФИО: Сапогов Анатолий Александрович
Дата рождения: 6 февраля 1929 г.
Место рождения: г. Пенза
Дата смерти: 16 мая 2016 г.
Место смерти: г. Санкт-Петербург
Звания / награды:
Заслуженный артист РСФСР
Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
Неоднократно был награжден медалями, дипломами, нагрудными знаками, почетными грамотами.
Профиль авторизован в феврале 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год поступления: 1947
Год выпуска: 1950 г.
Педагоги: С. С. Каплан, В. И. Пономарев
Партии, исполненные за время обучения:
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Принц
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Юноша
«Цыганы» (балетмейстер Камкова) Алеко
Концертные номера:
«Весна» (балетмейстер Пушкин)
«Татарский романс» (балетмейстер Мустаев)
«Чардаш» (балетмейстер Кузнецов)
Место работы: Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1949 г.
Дата окончания работы: 1975 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Легенда о любви» (балетмейстер Григорович) Незнакомец – первый исполнитель
«Каменный цветок» (балетмейстер Григорович) Молодой цыган – первый исполнитель
«Страна чудес» (балетмейстер Якобсон) Царь чудищ – первый исполнитель
«Орестея» (балетмейстер Алексидзе) Агамемнон – первый исполнитель
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Африканец – первый исполнитель
«Горянка» (балетмейстер Виноградов) Али – первый исполнитель
«Гамлет» (балетмейстер Сергеев) Клавдий – первый исполнитель
«Хореографические миниатюры» (балетмейстер Якобсон). «Сильнее смерти» – первый исполнитель
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Принц
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Друзья принца, испанский танец, мазурка
«Красный мак» (балетмейстерЗахаров) Феникс
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) Голубая птица, Карабос
«Раймонда» (редакция Сергеева) Гран па, панадерос
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Нурали, Юноша
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Центральный баск
«Дон Кихот». Цыганский танец (балетмейстер Анисимова)
«Шурале» (балетмейстер Якобсон) Шурале
«Красный цветок» (балетмейстер Андреев) Охотник
«Гаянэ» (балетмейстер Анисимова) Измаил
«Тропою грома» (балетмейстер Сергеев) Мако
«Отелло» (балетмейстер Чабукиани) Яго
«Баядерка» (редакция Чабукиани, Пономарева) индусский танец
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) фламенко
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Голландец
«Конек-горбунок» Уральский танец (балетмейстер Горский)
«Испанские миниатюры» (балетмейстер Гомес де Фонсеа) фламенко
«Россия» входит в порт» (балетмейстер Захаров) Африканец
«Медея» (балетмейстер Алексидзе) Ясон
Танцы в операх:
«Мазепа». Гопак (балетмейстерБельский)
«Кармен» Фарандола (балетмейстер Захаров)
«Иван Сусанин» (ныне «Жизнь за царя») мазурка (балетмейстер А. Лопухов)
«Демон» лезгинка (балетмейстер Бельский)
Концертные номера:
«Здесь хорошо» (балетмейстер Голейзовский)
«Какое счастье» (балетмейстер Голейзовский)
«Летите, голуби» (балетмейстер Воронцов)
Участник VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене в 1959 г.
Опубликованы многочисленные статьи о творчестве артиста в различных сборниках, мемуарах, периодической печати.
Место работы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Дата поступления: 1969 г.
Дата окончания работы: 1975 г.
Должность: педагог характерного танца
Место работы:Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов
Дата поступления:1975 г.
Должность:преподаватель кафедры хореографии, с 1993 г. профессор
Сочинения:
Сапогов А. Гармония и материя.Санкт-Петербург. Гиперион. 2003 г.
Анатолия Сапогова, еще в 16летнем возрасте в 1945 году зачислили в балетную труппу театра в его родном городе Пензе. Вскоре он был направлен в Ленинградское хореографическое училище, программу обучения в котором он освоил за два года. Сапогов окончил хореографическое училище как классический танцовщик. В школе на него обратила внимание А. Я. Ваганова, подготовив со способным юношей центральные партии в «Щелкунчике» и «Шопениане».
Сапогов, еще учась в школе, был досрочно принят в театр имени Кирова. Его активно вводили на кордебалетные места, но он танцевал также ведущие и сольные партии: па-де-труа в «Лебедином озере», Феникса в «Красном маке», Голубую птицу в «Спящей красавице», Принца в «Щелкунчике», которую он исполнял в паре с юной Аллой Осипенко. Но и это продолжалось недолго. Сапогова призвали в ряды Советской армии и, в театр он сумел вернуться лишь через четыре года и то с большим трудом. Постепенно Сапогов стал превращаться в характерного танцовщика-актера. Неистовый темперамент, глубокое проникновение в суть трактуемых ролей, умение увидеть в на первый взгляд дивертисментном танце сюжет и талантливо воплотить его на сцене постепенно сделали Сапогова выдающимся мастером сцены.
Сапогов был танцовщиком редкого дарования. Роли, им созданные, будь то Молодой цыган из «Каменного цветка», Незнакомец из «Легенды о любви», Яго или Нурали из «Бахчисарайского фонтана» жили на цене полнокровной жизнью, в них бурлила творческая энергия, они будоражили мысль, были удивительно индивидуальны.
Сапогов – танцовщик-философ, танцовщик-мыслитель, танцовщик мудрец. Все его роли отличались глубинным постижением замыслов хореографов, исследованием природы образов, мотивации поступков персонажей, были наделены оригинальными характеристиками и удивительным пластическим рисунком.
Одной из самых выразительных работ артиста была партия Незнакомца в «Легенде о любви» Ю. Григоровича. В соавторстве с балетмейстером был создан значительный образ,овеянный мистикой. Незнакомец появлялся лишь в первой сцене балета, но роль, в воплощении Сапогова, вставала в один ряд с партиями главных героев по силе воздействия на зрителя. Незнакомец-Сапогов был окутан ореолом загадочности и таинственности. Тайна познания давала ему возможность вершить судьбы героев, изменить их дальнейшую жизнь. Он выглядел пришельцем из другого мира, явившимся во дворец Мехменэ Бану для свершения сакрального таинства, и предчувствовал, чем обернется его воскрешение принцессы Ширин.
Особое место в репертуаре Сапогова занимали испанские и цыганские танцы. Цыганский танец в балете «Дон Кихот» в интерпретации Сапогова превращался в законченную миниатюру с определенным сюжетом. Сапогов показывал удаль молодого цыгана, лихо отплясывающего перед любимой женщиной. Он играл преклонение, азарт. Танец был наполнен экспрессией. Ощущалось дуновение ветра, колыхавшего рубаху цыгана, было ощущение, что цыганская кибитка остановилась ненадолго на ночлег где-то в степи или поле на открытом воздухе и герой Сапогова не мог больше скрывать своих чувств. Артисту потрясающе удавалось нарастание темпа, так свойственное народным цыганскимтанцам. Подобно жгучей лаве обрушивался танец Сапогова-Цыгана, поражая и увлекая за собой.
Эй, цыганское раздолье –
Степь да степь кругом…
Воля вольная…. Приволье –
Для цыгана дом.
Ковыли качает ветер…
Только скрип колес
На все поле, в этот вечер
Табор в степь принес.
Разложив костер – согреться,
Стали на привал.
И цыган цыганки сердце
Ночью той украл.
Роль Яго в балете «Отелло» в постановке В. Чабукиани раскрыла неизведанные грани таланта артиста. Яго-Сапогов – воплощение зла. Для умного, хладнокровного Яго-Сапогова все средства были хороши для достижения его коварных целей. Он играл людьми, как кошка мышью. Сапогов-Яго – изощренный мститель и горе тому, кто встанет поперек его пути. Сам артист писал о своем персонаже: «Работая над образом Яго, я опирался на жало гремучей змеи и когти ястреба. Пластический образ ползучей змеи помог мне бесшумно, тайком, приблизиться к сердцу Отелло, ужалить его и с ненасытной хищной жадностью ястреба вонзить в него свои «когти» так, чтобы его кровью утолять свою жажду мести…»
Сапогов работал с Л. Якобсоном, Ю. Григоровичем, К.Голейзовским, И. Бельским, К. Сергеевым, О. Виноградовым, Г. Алексидзе. В течение ряда лет преподавал характерный танец в Ленинградском хореографическом училище. Среди его учеников А. Асылмуратова, В. Морозова, А.Сидоров. Много лет Анатолий Сапогов служил на кафедре хореографического искусства Санкт-Петербургского государственного университета профсоюзов, являлся профессором. Одна из учебных аудиторий кафедры носит его имя.
Анатолий Александрович Сапогов был разносторонне одаренным человеком, постоянно стремящимся к совершенству. Он писал книги, отлично рисовал. Но главное Анатолий Сапогов не просто танцевал, а жил сценой. Имя его навсегда вписано среди выдающихся мастеров Кировского (Мариинского) театра второй половины ХХ века.