ФИО: Сабирова Малика Абдурахимовна
Дата рождения: 22 мая 1942 г.
Место рождения: Сталинабад (сейчас Душанбе, Таджикистан)
Дата смерти: 27 (по другим источникам 28 февраля) 1982 г.
Место смерти: Душанбе
Звания / награды:
Заслуженная артистка Таджикской ССР 1964 г.
Орден «Знак Почета» 1965 г.
Премия Ленинского комсомола Таджикской ССР 1966 г.
Государственная премия Таджикской ССР имени Рудаки 1967 г.
Народная артистка Таджикской ССР 1969 г.
Премия Ленинского комсомола 1970 г.
Орден Трудового Красного Знамени 1971 г.
Народная артистка СССР 1974 г.
Профиль авторизован в ноябре 2024 года
Автор профиля: ВладимирПавлоцкий
Место учебы: Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год поступления: 1952
Год выпуска: 1961
Партии, исполненные за время обучения:
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Маша-девочка, Маша-принцесса
Место работы: Таджикский государственный академический театр оперы и балета имени С. Айни
Дата поступления: 1961 г.
Дата окончания работы: 1982 г.
Статус в театре: прима балерина
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Большой вальс» (балетмейстер Трегубов) Девочка; первая исполнительница
«Хореографические композиции» (балетмейстер Беркут) «Осень», «Сатир и нимфы» «Песня черного лебедя», «Амур и Психея»; первая исполнительница
«Шурале» (балетмейстер Завьялов) Сюимбике; первая исполнительница
«Доктор Айболит» (балетмейстер Завьялов) Танечка; первая исполнительница
«Петя и Волк» (балетмейстер Завьялов) Птичка; первая исполнительница
«Тропою грома» (балетмейстер Конюс) Сари; первая исполнительница
«Горная легенда» (балетмейстер Корягин) Заррина; первая исполнительница
«Буратино» (балетмейстер Сафиуллин) Мальвина; первая исполнительница
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Серебровская) Джульетта; первая исполнительница
«Сын Родины» (балетмейстер Серебровская) Саодат; первая исполнительница
«Египетские ночи» (балетмейстер Серебровская) Берениса; первая исполнительница
«Дафнис и Хлоя» (балетмейстер Серебровская) Хлоя; первая исполнительница
«Дон Кихот» (редакция Ледях) Китри первая исполнительница
«Любовь-волшебница» (балетмейстер Серебровская) Канделас; первая исполнительница
«Лейли и Меджнун» (балетмейстер Конюс) Лейли; первая исполнительница
«Класс-концерт» (балетмейстер Мессерер) Солистка; первая исполнительница
«Баядерка» (редакция Конюс) Никия; первая исполнительница
«Спящая красавица» (редакция Пяри) Аврора; первая исполнительница
«Вечер старинной хореографии» (постановка Качарова) «Джоконда» «Танец часов (балетмейстер Петипа), «Муки любви», «Радость любви» (балетмейстер Горский); первая исполнительница
«Жизель» (редакция Конюс) Жизель
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Сильфида
«Лебединое озеро» (редакция Кормилина) Одетта-Одиллия
«Тимур Малик» (балетмейстер М. Бурханов) Зарина
«Золушка» (балетмейстер С. Бурханов) Золушка
«Эсмеральда» (редакция Пяри) Эсмеральда
«Корсар» Медора
Танцы в операх:
«Фауст». «Вальпургиева ночь» (балетмейстер Лавровский) Вакханка
«Иван Сусанин» Вальс
«Кармен» Фарандола
Концертные номера:
«Раймонда» (редакция Сергеева) Гран па
«Самсон и Далила» «Вакханалия» (балетмейстер Горский, постановка Качарова)
«Испанская сюита» (балетмейстер Гельцер, постановка Качарова)
«Сильфида» (балетмейстер Тальони, постановка Качарова) адажио
«Сатанилла» (балетмейстер Петипа, постановка Качарова) па-де-де «Венецианский карнавал»
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) па-де-де
«Легенда о любви» (балетмейстер Григорович) адажио Ширин и Ферхада
«Птица и охотник» (балетмейстер Якобсон)
«Грезы» (балетмейстер Валамат-заде)
«Посвящение Шопену» (балетмейстер Чабукиани)
«Мелодия» (балетмейстер Чабукиани)
«Весенние воды» (балетмейстер Мессерер)
«Весенний Таджикистан» (балетмейстер Мессерер)
«Пахита» Гран па вариация
«Испанская сюита»
«Родной республике посвящается» (балетмейстер Виноградов)
Гастрольные выступления:
«Жизель» Жизель Государственный театр оперы и балета Анкара 1973 г.
«Баядерка» Никия Театр оперы и балета Тегеран 1973 г.
«Дон Кихот» Китри Каирская опера 1974 г.
«Жизель» Жизель Театр Вельки, Варшава 1975 г., 1976 г.
«Лебединое озеро» Одетта Одиллия Театр Вельки Варшава 1975 г.
«Спящая красавица» Аврора Токио 1976 г.
«Дон Кихот» Китри Театр Вельки 1976 г.
«Лебединое озеро» Одетта-Одиллия Прага, Брно, Братислава, Кошице
«Жизель» Жизель Болгарский национальный театр оперы и балета, София 1978 г.
«Лебединое озеро» Одетта-Одиллия. Болгарский национальный театр оперы и балета, София 1978 г.
«Лебединое озеро» Одетта-Одиллия Большой театр Гаваны 1979 г.
«Жизель» Жизель Большой театр Гаваны 1979 г.
Неоднократные выступления в Большом театре,Театре оперы и балета имени Кирова, других театрах страны.
Участие в конкурсах:
Название конкурса: Международный конкурс артистов балета
Дата проведения: 1964 г.
Место проведения: Варна
Награды: Лауреат, вторая премия
Название конкурса: Международный конкурс артистов балета и хореографов
Дата проведения: 1969 г.
Место проведения: Москва
Награды: Лауреат, первая премия
«1002 ночь» 1965 г.
«Восточное сказание» (фильм-балет) Принцесса 1972 г.
«Рубаи Хайама» (фильм-балет) Ситора-муза 1980 г.
«Вакханалия» (фильм-балет) Вакханка 1980 г.
«Молодой балет мира» (документальный фильм) 1969 г.
«Адажио» (документальный фильм) 1971 г.
«Наша Малика» (документальный фильм) 1983 г.
Нурджанов Н. Малика Сабирова. М. Искусство 2001 г. Серия «Солисты балета»
Народная артистка СССР Малика Сабирова. Буклет. 1978 г.
Многочисленные статьи в периодической печати
Эти кадры кинохроники демонстрировались практически повсюду. Народный артист СССР Константин Сергеев дарит огромную куклу с закрывающимися глазами маленькой балеринке, исполняющей роль Маши-девочки в спектакле ленинградского хореографического училища «Щелкунчик». Этой девочкой была ученица таджикской группы Малика Сабирова, в будущем знаменитая балерина, снискавшая беспрецедентный успех как в своей стране, так и за ее пределами.
Окончив училище, Сабирова вернулась в Душанбе, где быстро заняла лидирующую позицию в труппе театра имени Айни. Великолепные физические данные: высокий полетный прыжок, большой шаг, сильное вращение, позволяли Сабировой исполнять любой танцевальный материал. Для нее не существовало технических трудностей. Она была к тому же очень музыкальна. Танец Сабировой – своеобразное хореографическое бельканто. Совершенное владение всем арсеналом техники классического танца, филигранная отточенность каждого движения, убедительность каждого жеста, детали, помогали в создании абсолютно разных образов. Сабирова никогда не стремилась к трюкачеству, быть эффектной в ущерб образу, трепетно относясь к любой трактуемой ею партии.
Она была участницей всех премьер в своем театре. К сожалению, балетмейстерские просчеты не предоставляли артистке возможности полностью раскрыть разностороннее дарование, не приносили удовлетворения. Неутоленность компенсировалась частыми гастрольными турами по стране и за рубеж. В 1965 году она была среди участников гастролей Большого театра в Лондоне. Ее партнерами были В. Васильев, Б, Хохлов, В. Тихонов. Молодая танцовщица выступала на равных с маститыми мастерами, но и училась у них. Успех был ошеломляющий.
В 1964 году Малика стала лауреатом конкурса в Варне. К конкурсу в Москве 1969 года Сабирову уже готовила Г. С. Уланова, на годы ставшая ее репетитором, когда Малика приезжала в Москву. Уланова помогла Сабировой открыть новые краски в ее творчестве. Главные роли в балетах наследия по-особенному выявили неизведанные грани таланта одаренной балерины. .
Лучшие создания Сабировой в классике - партии Жизели в одноименном балете и Китри в балете «Дон Кихот». Увидев Сабирову в «Жизели», легендарная британская балерина Марго Фонтейн сказала, что Сабирова лучшая Жизель после Улановой. Индивидуальности Сабировой оказалась близка поэтика роли. Ее Жизель, нежная и хрупкая, в первом акте поражала упорством, с которым она добивалась утверждения своего права на счастье. Даже в безумии Жизель Сабировой осталась такой же искренней и простодушной. Вспоминая свои встречи с Альбертом, его клятвы, признания в любви, она, не привыкшая ко лжи и обманам, поначалу не могла уловить истинного трагизма ситуации. Машинально повторяя возникающие здесь движения танца с Альбертом, она отдавалась им до конца. И лишь сердечная, а скорее душевная боль прерывала ее воспоминания. В финале сцены, выплескивая вдруг все чувства, она бросалась навстречу Графу – она прощала его. Умирая, Жизель Сабировой уносила с собой раскаяние Графа, ошеломленного неподдельной силой чувства, о котором он вряд ли мог подозревать. Второй акт в интерпретации Сабировой нес непоколебимую веру в правоту ее героини, приобретал весомость открытой, чистой натуры, продолжающей любить своего избранника. Сабирова явилась адептом исполнительской традиции балета, хранительницей ленинградской школы.Совсем иной предстала Сабирова в «Дон Кихоте». Партия Китри стала визитной карточкой артистки. Она часто исполняла ее на сценах Большого и Кировского театров, в других театрах страны и за рубежом. Китри-Сабирова современная девчонка-сорванец, знающая себе цену, умеющая постоять за себя и свою любовь.Она получала истинное удовольствие от того, что делала, как бы говоря:«Вы еще не подозреваете, что я еще могу!». Партия Китри в очередной раз продемонстрировала удивительное мастерство балерины, умеющей быть разной, показывая свободу танца в первом акте и совершенство академической формы в сцене сна. В вариации в па-де-де последнего акта бисер мелких движений танцовщицы ассоциировался с россыпью щедро разбрасываемых самоцветных камушков. И завершающий финал дуэта вихрь туров венчал этот праздник танца.
Встреча Сабировой с Н. Конюс, поставившей для Малики балеты «Тропою грома» и «Лейли и Меджнун», развили в ней тонкое ощущение современности.Эти работы доказали, что Сабировой подвластны роли глубокие, эмоциональные. Танцовщица доказала, что умеет ощущать и воспринимать время, в котором она жила. Ее творческая палитра заиграла по-новому.
В 1973 году Е. Качаров, в прошлом солист Большого театра, показал Сабировой ряд номеров, впоследствии включенных ею в свои творческие вечера.Он передал ей фрагменты выступлений великой Е. Гельцер, которая просила Качарова показать номера балерине, наиболее точно отвечающей требованиям исполнения этой хореографии. Качаров выбрал Сабирову. Особенно запомнились па-де-де «Венецианский карнавал» из балета «Сатанилла» в хореографии М. Петипа и «Вакханалия» из «Самсона и Далилы» в постановке А. Горского.
В «Вакханалии» Сабировой удалось выразить томную негу танца. Даже в небольшом фрагменте она сумела представить свою героиню в развитии от невинных шалостей до пробуждения пылкой необузданной страсти. Все играло на образ: живость, непосредственность, восточная пластика и совершенная техника. Танец для нее был наслаждением, блаженством и упоением.
Па-де-де из «Сатаниллы» в исполнении Сабировой и ее постоянного партнера М. Бурханова стало гимном классическому танцу, благородному и совершенному. Кино и телевидение сохранили не так много записей с участием Малики Сабировой. Но даже немногочисленные фрагменты восхищают какой уникальной балериной была и остается в памяти многих почитателей выдающаяся балерина Малика Абдурахимовна Сабирова.