ФИО: Пономарёв Владимир Иванович
Дата рождения: 10 (22) июля 1892 г.
Место рождения: г. Санкт-Петербург
Дата смерти: 21 марта 1951 г.
Место смерти: г. Будапешт, Венгрия
Звания/награды:
Заслуженный артист РСФСР (1934 г.)
Орден «Знак Почета» (1939 г.)
Профиль авторизован в августе 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Императорское Петербургское театральное училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
Дата окончания: 1910 г.
Выпускающий педагог по классике: М. К. Обухов
Партии, исполненные за время обучения:
«Щелкунчик» (балетмейстер Л. Иванов) Щелкунчик
«Остров фантазии» (балетмейстер Л. Иванов) Подземный дух (выпускной спектакль)
Место работы: Императорский Мариинский театр; с 1935 – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1910 г.
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Тщетная предосторожность» (возобновление Пономарева) Колен – первый исполнитель
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Лавровский) Монтекки – первый исполнитель
«Коппелия» (новая редакция Чекетти) Франц
«Баядерка» (балетмейстер Петипа) Солор
«Петрушка» (балетмейстер Фокин) Петрушка
«Арлекинада» (балетмейстер Петипа) Арлекин
«Привал кавалерии» (балетмейстер Петипа) Петр
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Юноша
«Фея кукол» (балетмейстеры Н. и С. Легаты) Пьеро
«Жар-птица» (балетмейстер Ф. Лопухов) Иван-царевич
«Карнавал» (балетмейстер Фокин) Арлекин
«Конек-горбунок» Приближенный хана, Гений вод
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) Голубая птица
«Раймонда» (балетмейстер Петипа) Трубадур
«Пробуждение Флоры» (балетмейстер Петипа) Зефир
«Арагонская хота» (балетмейстер Фокин) Солист
«Капризы бабочки» (балетмейстер Петипа) Кузнечик
«Лебединое озеро» (балетмейстеры Л. Иванов, Петипа) Зигфрид, па-де-труа
«Царь Кандавл» (балетмейстер Петипа) Сатир
«Дочь фараона» (балетмейстер Петипа) Рыбак
«Египетские ночи» Раб Клеопатры
«Тщетная предосторожность» (балетмейстеры Л. Иванов, Петипа) Марцелина
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Дроссельмейер
«Корсар» (редакция Петипа) Сеид-паша
Участник Русских сезонов С. П. Дягилева 1911-1912 гг.
Постановки авторские:
«Красный мак» (совместно с Ф. Лопуховым и Л. Леонтьевым)
Скерцо Шопена
Танцы в операх:
«Броненосец «Потемкин»
«Дубровский»
«Евгений Онегин»
«Руслан и Людмила»
«Аида»
Редакции и возобновления:
Осуществлённые в Государственном Петроградском академическом театральном (балетном) училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
«Сильфида»
«Сильвия»
«Ручей»
«Талисман»
«Арлекинада»
«Времена года»
«Фея кукол»
Осуществлённые в Ленинградском ГАТОБ, впоследствии театр имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
«Тщетная предосторожность»
«Баядерка» (1941 г., 1948 г.)
«Дон Кихот»
Осуществлённые в эвакуации, на сцене Театра оперы и балета в г. Молотов (Пермь)
«Лауренсия»
«Жизель»
«Дон Кихот»
«Лебединое озеро»
«Тщетная предосторожность»
Место работы: Императорское Петербургское театральное училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
Дата поступления: 1913 г.
Дата окончания работы: 1950 г.
Среди учеников: К. Боярский, В. Вайнонен, В. Варковицкий, Р. Гербек, Ю. Гофман, П. Гусев, М. Дудко, А. Ермолаев, Р. Захаров, Н. Зубковский, С. Каплан, С. Корень, Л. Лавровский, М. Михайлов, А. Писарев, В. Преображенский, А. Пушкин, А. Сапогов, В. Семенов, К. Сергеев, В. Ухов, Б. Фенстер, В. Фидлер, В. Чабукиани, Б. Шавров, Л. Якобсон
Место работы: Ленинградский ГАТОБ, впоследствии театр имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Дата поступления: 1931 г.
Дата окончания работы: 1950 г.
Должность: педагог класса усовершенствования
Преподавал в Театре оперы и балета Будапешта, Венгрия
1930-1931: Заведующий вечерними курсами Ленинградского государственного хореографического техникума (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой))
1935-1938: Помощник художественного руководителя балетной труппы Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
1938-1939: Художественный руководитель балетной труппы МАЛЕГОТа (современное название: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского — Михайловский театр)
1941-1944 (в эвакуации): Исполняющий обязанности художественного руководителя балета Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
1944-1950: Главный репетитор балетной труппы Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр))
Владимир Пономарев был замечательным танцовщиком, вдохновенным балетмейстером и реставратором старой классики, а еще выдающимся педагогом классического танца, который по количеству незаурядных блистательных учеников мог соперничать с самой Агриппиной Вагановой и которого по праву можно назвать одним из основателей отечественной школы мужского классического танца.
Пономарев окончил Императорское Петербургское театральное училище в 1910 году по классу М. К. Обухова, педагога строгой школы, среди учеников которого были В. Нижинский, Г. Розай, В. Семенов, П. Владимиров. Ученик Н. Легата и Э. Чекетти, Обухов, обладал виртуозной техникой и изысканными манерами, что и старался передать своим подопечным.
Выпускной спектакль училища, балет «Остров фантазии» в постановке Льва Иванова, в котором Пономарев вышел в партии Подземного духа, прошел с большим успехом. Артист был зачислен в кордебалет Императорского Мариинского театра, в 1911 году он уже корифей, а в 1912 первый танцовщик. Обладатель крепкой техники, элегантных манер, будучи умелым партнером, Пономарев достаточно быстро и уверенно вводился в репертуар первого положения. Лучшими созданиями Пономарева были роли, требующие не только идеального танца, но и актерской игры. Особенно удачными считались его работы в «Тщетной предосторожности» (Колен), в «Капризах бабочки» (Кузнечик-музыкант), в «Коппелии» (Франц), в «Привале кавалерии» (Петр), «Карнавале» (Арлекин), «Эсмеральде» (Гренгуар).
В поставленном Петипа по мотивам поэмы Я. Полонского «Кузнечик-музыкант» балете «Капризы бабочки», Пономарев был превосходен в роли Кузнечика-музыканта.
…полевой кузнечик!
Росту небольшого, но продолговатый;
На спине носил он фрак зеленоватый;
Тонконогий, тощий и широколобый…
Был он сущий гений – дар имел особый:
Музыкантом слыл он между насекомых…
Пономареву удалось станцевать и сыграть странноватого, чудного, чуткого горемыку, живущего в согласии с природой. Одаренный свыше, он был несчастен в своей жизни. Пономарев-Кузнечик – насекомое с характером и душой человека, вызывал сочувствие, был способным растрогать.
В «Привале кавалерии» танцовщик исполнял роль крестьянина Петра. Его герой был обыкновенным, бесхитростным, простодушным, приземленным парнем, правда, не лишенным обаяния. Ему лестно, что две милые девушки никак не могут поделить его расположение. Пономарев передавал прозаичность Петра, его обыденность, был естественен в этой роли.
А в «Пробуждении Флоры» Пономарев – бог ветра Зефир. Танец, построенный на воздушных прыжках, пролетах, позволил танцовщику воплотить образ эфемерного существа в погоне за любимой. Казалось, что артист порхал по сцене, с завидной легкостью выполняя различного вида прыжковые движения, создавая иллюзию парения. Пономарев отождествлял своего героя с мягким сладостным ласкающим дуновением ветерка, приносящего отрадную, освежающую прохладу. В «пробуждении Флоры» у Пономарева проявился дар отменного партнерства. Он был искусным кавалером, отличающимся умением выгодно представить свою даму.
Пономарев также выступал и как характерный танцовщик. Особым успехом у публики пользовался Матросский танец в его исполнении.
Разные по характеру партии, воплощенные танцовщиком свежо и индивидуально, в дальнейшем позволили артисту перейти на игровые роли, такие как Сеид-паша в «Корсаре», Дроссельмейер в «Щелкунчике», Монтекки в «Ромео и Джульетте».
В 1911-1912 годах Пономарев среди участников Русских сезонов Дягилева.
С 1913 года Пономарев педагог хореографического училища. Создатель современной школы мужского классического танца, он передал своим воспитанникам великие исполнительские традиции петербургского балета, прививал культуру танца, учил наполнять танец эмоциональной насыщенностью и выразительностью при точном соблюдении академически грамотного исполнения каждого па. Дух захватывает лишь от перечисления тех, кому Пономарев дал путевку на сцену. Среди его учеников видные танцовщики, балетмейстеры, педагоги. Вот имена некоторых из них: К. Боярский, В. Вайнонен, В. Варковицкий, Р. Гербек, Ю. Гофман, П. Гусев, М. Дудко, А. Ермолаев, Р. Захаров, Н. Зубковский, С. Каплан, С. Корень, Л. Лавровский, М. Михайлов, А. Писарев, В. Преображенский, А. Пушкин, А. Сапогов, В. Семенов, К. Сергеев, В. Ухов, Б. Фенстер, В. Фидлер, В. Чабукиани, Б. Шавров, Л. Якобсон. А это далеко не все.
В быту-ль, в ролях – «отец» балета,
Преподаватель всех основ.
Растет число его сынов,
Его душа теплом согрета –
Немало тронул он сердец,
Как благороднейший «отец».
Одной из сторон творческой деятельности Пономарева было сочинительство. Он принял участие в постановке «Красного мака», в его решении шел второй акт балета, ставил танцы в операх. Но главным делом Понамарева-балетмейстера стала реставрация старых спектаклей. Возрождая старинную хореографию для сцен театра и школы, Пономарев протягивал нить из прошлого в настоящее и будущее для следующих поколений, сохраняя великие традиции петербургского балета, соблюдая преемственность. До сегодняшнего дня Мариинский театр сохраняет «Баядерку» в редакции Понамарева и его ученика В. Чабукиани, балет, который по праву является жемчужиной репертуара, его гордостью.
Подвижнический труд Владимира Ивановича Пономарева, его высокое служение любимому искусству навсегда останутся в истории мирового балета. Незаменимые есть!