Композитор Стравинский создал своего «Петрушку» в 1911 году, хореограф Варнава – в 2017- м. В своем прочтении темы, за сто шесть лет ничуть не утратившей актуальности, хореограф сохранил контуры либретто, но поместил персонажей в иной контекст. Вместо потешных сцен представил чертову клоунаду. Никакой ярмарочной толпы, ряженых, купцов и цыган, вместо традиционного медведя – панда и цирковые репризы, смоделированные ушастыми существами в серых костюмчиках.
«Действие спектакля происходит в сознании Петрушки, представленном в виде фантасмагорического цирка, – рассказывает хореограф. – Петрушка у нас – это затравленный коллективом человек, талант которого в том, что он все чувствует острее, чем другие. Одинокая душа, индивидуальность, сталкивающаяся с толпой. Он размышляет о понятии свободы воли: существует его собственный выбор или все предопределено и он лишь персонаж с заранее прописанной ролью».
Государственный академический Мариинский театр