Сорок пять лет было Эдварду Клюгу, когда Большой предложил ему поставить спектакль для нашей балетной труппы. Но благодаря своей моложавости и экспансивности он до сих пор не тянет и на них. При всем при том он если еще и не мэтр, то уже кандидат в мэтры. Сам он, улыбаясь вот уж совершенно мальчишеской широкой улыбкой, говорит, что не может поверить в это, но факт остается фактом: уже два года прошло (к ноябрю 2018 г.), как его труппа отметила 25- летие его творческой деятельности!
В 1991 г. он поступил в балетную труппу Словенского национального театра в Мариборе, так что точкой отсчета для юбилея, естественно, было выбрано начало карьеры в качестве танцовщика. Но в «простых» танцовщиках он не задержался, желание сочинять быстро одержало верх над чисто исполнительскими амбициями. И в 2018-м исполнилось уже двадцать лет его карьеры и в качестве хореографа. Пятнадцать из них он возглавляет Мариборский балет, который пользуется широкой известностью далеко за пределами Словении.
К моменту приглашения в Большой г-н Клюг поработал во множестве балетных компаний – от Австралии до Сибири. И хотя Марибор пока еще не стал той балетной Меккой, в которую в свое время Уильям Форсайт превратил Франкфурт, а Джон Ноймайер – Гамбург, все равно на балетной карте этот город обозначился четко.
Балет Марибора с готовностью откликается на многие знаковые даты: накануне столетнего юбилея балета «Весна священная» он отметил 130-летнюю годовщину со дня рождения Игоря Стравинского, одного из самых любимых композиторов Эдварда Клюга. Помимо «Весны» он ставил также еще и «Свадебку». А вот «Петрушку» ставит впервые. Именно это название он предложил, когда получил приглашение в Большой. И долго не думал. Считает, что это просто фантастика – ставить «Петрушку» здесь, в России, в Большом театре, «где просто замечательные артисты, работая с которыми, получаешь дополнительные творческие импульсы и огромную отдачу».
Эдвард Клюг: – Это всегда ни с чем не сравнимый, потрясающий опыт – работа над партитурой Стравинского. И всякий раз музыка этого композитора требует нового, особого подхода. Одно дело – просто слушать Стравинского, не надо специально говорить о том, какое это огромное наслаждение для человека, который любит музыку. Но когда начинаешь придумывать танец, ситуация меняется. Чтобы достичь необходимой свободы и суметь получать удовольствие от этих танцев, необходимо глубокое понимание того, что ты хочешь сделать, железный расчет (и счет!) и репетиции-репетиции-репетиции. Говоря так, я не имею в виду задачу просто воплотить в танце то, что «хочет» музыка. Речь о достижении того уровня, на котором ты вступаешь в диалог с обеими составляющими балета – самой музыкой и той историей, которую она «рассказывает». Насколько я знаю, многие люди находят весьма интригующей афишу, выпущенную к нашей премьере. На ней фигурируют гигантские матрешки. Это чисто визуальный образ страны, в которой разворачивается это сказочное действие. Правда, «собирательность» этого образа мы не используем. Наши матрешки ни собрать, ни разобрать нельзя. Их огромное «нутро» служит интерьером – для кукольного театра Фокусника, для обиталища Мавра (Арапа). Такой кукольный дом в самой кукле. А поскольку они еще как бы и танцующие, эти фигурины, мы надеемся, они внесут свою толику волшебства в происходящее на сцене.
Что касается главных персонажей, то я очень люблю маленького храброго Петрушку. Который хочет быть не куклой, но человеком, и чтобы добиться этого, готов рискнуть своей кукольной жизнью. И чтобы почувствовать себя человеком, по-настоящему живым человеком, ему нужна любовь. Философский аспект этого сюжета парадоксальным образом очень актуален для наших дней. Оглядимся вокруг: кто собственно является куклой – наш герой Петрушка, который жаждет любви, или те люди, которыми управляют их собственные амбиции или иллюзии, заставляющие их верить, что они живут в некоем совершенном виртуальном мире. Но, разумеется, мой подход вовсе не такой аналитический, да и пьеса, в общем, не об этом. Главное – то, что я всего себя отдаю замечательной миссии вновь вдохнуть жизнь в чудесную волшебную сказку под названием «Петрушка».
Наталья Шадрина.
Картина 1. Народные гуляния на масленой
Картина 2. У Петрушки
Картина 3. У Арапа
Картина 4. Народные гулянья на масленой (под вечер).
Авторская программа
Во время масленичного разгула старый фокусник восточного типа показывает оживших кукол: Петрушку, Балерину и Арапа, исполняющих бешеный танец среди изумленной толпы. Магия Фокусника сообщила куклам чувства и страсти настоящих людей. Богаче других наделен ими Петрушка: он и страдает больше, чем и Балерина, и Арап.
Горько чувствует он жестокость Фокусника, свою неволю, свою отрезанность от прочего мира, свой уродливый и смешной вид. Утешения он ищет в любви Балерины и ему кажется, что он находит ответ в ее сердце, однако на самом деле она только боится его странностей и избегает его.
Жизнь Арапа, глупого, злого, но нарядного являет полную противоположность жизни Петрушки. Он нравится Балерине, которая всячески старается очаровать его. Это ей, наконец, удается, но врывается бешеный от ревности Петрушка и нарушает любовное объяснение. Арап свирепеет и выгоняет Петрушку вон.
Масленичное веселье достигает крайних пределов. Гуляющий с цыганками купчик бросает толпе кипы ассигнаций, придворные кучера танцуют с нарядными кормилицами; толпа ряженых увлекает всех в диком плясе. В момент наибольшего разгула слышны вопли из театра Фокусника. Недоразумение между Арапом и Петрушкой приняло острый оборот. Ожившие куклы выбегают на улицу, Арап поражает Петрушку ударом сабли, и жалкий Петрушка умирает на снегу, окруженный толпой гуляк. Фокусник, приведенный будочником, спешит всех успокоить. Под его руками Петрушка снова возвращается в свой первоначальный кукольный вид, и толпа, удостоверившись в том, что раздробленная голова сделана из дерева, а тело набито опилками, расходится. Но не так просто кончается дело для самого лукавого Фокусника, оставшегося наедине с куклой; к ужасу его над театриком появляется привидение Петрушки, которое грозит своему мучителю и издевается над всеми, поверившими в наваждение.
Действующие лица:
Петрушка
Балерина
Арап
Фокусник
Молодые купцы
Купчихи
Автор фотографий – Юсупов Дамир на сайте театра