

ФИО: Петипа Мария Мариусовна
Дата рождения: 17 (29) октября 1857 г.
Место рождения: г. Санкт-Петербург
Дата смерти: 16 января 1930 г.
Место смерти: г. Париж
Звания/награды:
Заслуженная артистка Императорских театров (1901 г.)
Две золотые медали
Офицер Академии со знаком Академических пальм, Франция
Профиль авторизован в декабре 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Училась у М. И. Петипа, Х. П. Иогансона
Место работы: Императорский Мариинский театр; с 1935 – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1875 г.
Дата окончания работы: 1907 г.
В 1909-1911 гг. разовые выступления
Среди партий, исполненных за время работы в театре:
«Кипрская статуя» (балетмейстер Петипа) Психея – первая исполнительница
«Спящая красавица» (балетмейстер Петипа) фея Сирени – первая исполнительница
«Привал кавалерии» (балетмейстер Петипа) Мария – первая исполнительница
«Млада» (балетмейстер Петипа) Войслава – первая исполнительница, Тень Млады
«Зорайя, мавританка в Испании» (балетмейстер Петипа) пляска бедуинов – первая исполнительница
«Коппелия» (балетмейстер Петипа) чардаш – первая исполнительница, мазурка
«Волшебные пилюли» (балетмейстер Петипа) болеро – первая исполнительница
«Роксана,краса Черногории» (балетмейстер Петипа) Зоя – первая исполнительница
«Приказ короля» (балетмейстер Петипа) танец трубадуров – первая исполнительница
«Талисман» (балетмейстер Петипа) пляска горцев – первая исполнительница
«Золушка» (балетмейстер Петипа) мазурка – первая исполнительница
«Лебединое озеро» (балетмейстеры Петипа, Л. Иванов) венгерский танец – первая исполнительница
«Раймонда» (балетмейстер Петипа) панадерос, мазурка – первая исполнительница
«Времена года» (балетмейстер Петипа) Вакханка – первая исполнительница
«Щелкунчик» (балетмейстер Л. Иванов) испанский танец – первая исполнительница
«Голубая георгина» (балетмейстер Петипа) Голубая георгина
«Камарго» (балетмейстер Петипа) Мадлена
«Грациелла или Любовная ссора» (балетмейстер Сен-Леон) Дженариелло
«Сон в летнюю ночь» (балетмейстерПетипа) Белая фея, Оберон
«Испытания Дамиса» (балетмейстер Петипа) Изабелла
«Царь Кандавл» (балетмейстер Петипа) Низия
«Маркитантка» (возобновление М. Петипа) Катти
«Баядерка» (балетмейстер Петипа) Гамзатти
«Дочь фараона» (балетмейстер Петипа) Аспиччия
«Наяда и рыбак» (редакция Петипа) Джианина
«Конек-горбунок» малороссийский танец
«Жизель» Матильда
«Василиск» (балетмейстер Сен-Леон) Лелио
«Дочь снегов» (балетмейстер Петипа) Юнга
«Пакеретта» (балетмейстер Сен-Леон) Катерина
«Фауст» (балетмейстер Петипа по Перро) Марта
Танцы в операх
«Жизнь за царя» краковяк, мазурка (балетмейстер Гольц)
«Руслан и Людмила» лезгинка (балетмейстер Петипа)
«Кармен» Испанский танец (балетмейстер Петипа)
«Нерон» (балетмейстер Петипа)
и другие
Красносельский летний театр
«Шалость Амура» (балетмейстер Л. Иванов) Венера – первая исполнительница
Петергоф. Театр на Ольгином острове
«Жертвы Амуру или Радости любви» (балетмейстер Петипа) Венера – первая исполнительница
Влас Дорошевич назвал ее «богиней радости и веселья». Дочь замечательной балерины Марии Суровщиковой и легендарного балетмейстера Мариуса Петипа Мария Петипа более тридцати лет блистала на императорской сцене в характерных танцах, имея иногда до ста выходов за сезон. С одинаковым успехом артистка танцевала как в балетах, так и в операх. За 30 лет служения Мария Петипа участвовала в 55 балетах и 19 операх.
Но начинала свою сценическую карьеру Мария Петипа как танцовщица классическая. Она брала уроки у Х. П. Иогансона, который уделял ей особое внимание, как дочери главного балетмейстера, и даже занимался с ней ежедневно персонально.В 1875 году Петипа впервые вышла на сцену театра уже как его артистка: Мариус Петипа возобновил специально для нее балет «Голубая георгина», в котором некогда успешно выступала и Мария Суровщикова. Мария Петипа имела успех в роли Голубой георгины. Но постепенно танцовщица стала переходить на характерные танцы.
Привлекательная внешность (а Петипа была красива), огненный темперамент, пластичность, фигура, не лишенная грации, сделали Марию Петипа несравненной исполнительницей различного рода национальных танцев, в которых она не имела конкуренток. Критика называла ее «украшением нашей балетной сцены и любимицей публики».
А. Плещеев писал о Марии Петипа: «Она вносит в характерные танцы жизнь, веселость, картинность и красоту. В ее исполнении чувствуется вдохновение, особенный широкий полет, увлекающий залу. Технические недостатки и неточности артистка искупает сказанными достоинствами и замечательным изяществом, ловкостью и быстротой». А. Бенуа в своих воспоминаниях называл Петипа «заведомой пожирательницей сердец».
Помимо характерных танцев Мария Петипа исполняла и игровые роли и даже вела некоторые балеты. Среди таких ролей были Низия в «Царе Кандавле», Катти в «Маркитантке», Гамзатти в «Баядерке», Аспиччия в «Дочери фараона», Джианина в «Наяде и рыбаке».
Специально для дочери М. И. Петипа сочинил партии фея Сирени в «Спящей красавице», «Психеи в «Кипрской статуе», Войславы в «Младе». Блистала она в роли Марии в «Привале кавалерии», также поставленной для нее.
В «Привале кавалерии» Марии Петипа удались комедийные ситуации, а амурные похождения ее героини были близки танцовщице и помимо сцены. Получился полнокровный, жизненный образ, исполненный лихо, с задором и юмором.
В партии феи Сирени М. Петипа напоминала своим обликом древнегреческую богиню. Она несла светлое настроение, вносила оптимистическую ноту, воодушевление. Танцовщица пользовалась неизменным успехом у петербургской публики. В «Петербургском листке» «Русский балетоман» в пору расцвета на казенной сцене балерин итальянок, опубликовал стансы, посвященные русским балеринам, в которых были строки и о Марии Петипа.
Когда выходит Петипа –
Стройна, прекрасна, как Венера –
Какая плавность в ее па
И благородная манера!
М. Петипа неоднократно выступала за рубежом. В 1897, 1903 и 1904 годах она гастролировала в Париже, где была удостоена звания офицера Академии с вручением знака Академических пальм, в 1899 и 1901 годах артистка имела ошеломительный успех в Будапеште за исполнение венгерского чардаша, в 1902-1903 годах танцовщица выступала в Вене, Монте-Карло и вновь в Будапеште.
В 1901 году М. Петипа было присвоено звание заслуженной артистки Императорских театров.
Личность Петипа притягивала художников. Константин Маковский написал ее портрет, который привлекал своей естественностью и свежестью и наводил на мысль о внутренней энергии и духовной силе модели.
Мария Петипа завершила свою сценическую карьеру в 1907 году, но до 1912 года эпизодически появлялась в концертах. После 1917 года она существовала в основном благодаря помощи коллег-актеров и в 1928 году эмигрировала в Париж, где жила в бедности и скончалась в 1930 году, как писала пресса от двух инсультов и внезапного помешательства.
Мария Петипа была похоронена в предместье Парижа. Денег, собранных на аренду места, хватило на пять лет и через этот срок прах ее был перенесен в общую могилу. Так бесславно закончился земной путь Марии Мариусовны Петипа, выдающейся русской танцовщицы и жизнерадостной красивой женщины.
«Мария Петипа в исполненных ею танцах в балете «Голубая георгина», производит на любителей изящного вполне обаятельное и чарующее впечатление: движения ее плавны, грациозны; исполняемые ею группы пластичны настолько, что они невольно обвораживают зрителя, перенося его в идеальный мир поэзии…»
«Театральное эхо». «Петербургская газета», 14 января 1875 г.
«Из характерных танцев имел успех чардаш, исполненный г-жой Петипа с большим брио».
Кабриоль. «Новый балет. «Коппелия». «СПб Ведомости», 27 ноября 1884 г.
«Вчера любимица публики М. М. Петипа простилась с публикой. Кто из петербуржцев не видел эту талантливую, удивительно когда-то красивую артистку: С ее именем связана целая «история», известные традиции театра… Очень жалеем об уходе этой танцовщицы».
Не балетоман (С. Худеков). «Прощальный бенефис г-жи Петипа». «Петербургская газета», 12 ноября 1907 г.
«Ни один балет, если в нем имелись танцы национального характера, не мог обойтись без ее участия, и сколько раз бывало, что одно появление талантливой артистки, вносившей с собою какую-то удивительную жизнерадостную атмосферу, сразу поднимало настроение зрительного зала».
Старк Э. Прощальный бенефис М. М. Петипа. «Раймонда». «Обозрение театров» 11-12 ноября 1907 г.
«В «Голубой георгине» явилась перед публикой дочь балетмейстера Петипа – Мария Мариусовна. Ей было тогда 18 лет; хореографическое искусство она изучила под руководством своего отца. …Петипа имела шумный успех.Она обаятельно подействовала на публику врожденною грацией, красотой и оживлением. В молодости Марии Мариусовны была особая прелесть, поэзия, очаровавшая зрителя. В лице молодой артистки, носившей громкое в хореографическом мире имя, наш балет, несомненно, приобрел украшение».
А. Плещеев. «Наш балет»