Пахита — сокращение от имени Франциска: так зовут героиню балета, цыганку-сироту. В результате мелодраматических интриг и причудливых криминальных поворотов действия Пахита узнает о своем благородном происхождении и становится невестой офицера Люсьена.
«Пахиту» впервые станцевали в Париже в 1846 году, но вскоре забыли. Ее сохранил в Петербурге Мариус Петипа — человек, ставший основоположником русского классического балета в его нынешнем понимании. К парижскому спектаклю он добавил Большое классическое па — танцы на свадьбе главных персонажей, балеринский конкурс красоты, демонстрацию «стальных пуант» и возможностей классического танца. Со временем от «Пахиты» осталось именно это Большое па: до недавних пор оно украшало и репертуар екатеринбургской труппы.
Теперь Урал Балет возвращается к версии в трех актах: в новой «Пахите» сохранено прежнее либретто. По нотации из Гарвардского университета авторы спектакля восстановили хореографию 1881 года, сохранив знаменитое Grand pas classique и вернув на сцену несколько утраченных ансамблей Петипа. Однако вокруг старой хореографии выстроен новый спектакль, а петербургский композитор Юрий Красавин сделал оркестровую транскрипцию оригинальной партитуры «Пахиты»: старинную балетную мелодраму зрителю предлагается увидеть и услышать с высоты разнообразного культурного опыта ХХ века.
Первое действие
Сельский пейзаж в окрестностях Сарагосы, в Испании Скульптор заканчивает работу над мраморным обелиском. Является губернатор испанской провинции дон Лопес де Мендоза с племянницей Серафиной. За ними следуют французский генерал д’Эрвильи с женой и сыном Люсьеном. Французские офицеры, дамы и кавалеры составляют их свиту. Генерал в волнении рассматривает надпись на обелиске, возведенном по его указанию: Памяти брата моего, Шарля д’Эрвильи, убитого здесь с женою и дочерью.
Отклоняясь от мрачных мыслей, он предлагает дону Лопесу подумать о счастии их детей и обручить Люсьена и Серафину, на что губернатор соглашается. Заключив такой договор, они вместе с прочими гостями отправляются осматривать окрестности.
Веселая музыка возвещает прибытие цыганской труппы. Начальник труппы Иниго осматривает свой кордебалет и с неудовольствием замечает, что в нем недостает Пахиты, его любимой ученицы. Он приказывает всем уйти. Вскоре Пахита показывается с букетом собранных ею цветов. Цыган удерживает Пахиту и объясняет, что готов сделаться ее рабом, если она того пожелает. Однако ж уговоры остаются тщетными, и цыган, смущенный, удаляется.
Оставшись одна, Пахита оглядывается на окружающий пейзаж и достает с груди медальон, который сохранила с детства; на медальоне изображение ее отца. Она припоминает, что в этой местности ее родителей убили, а ее украли. Иниго вновь появляется и хочет целовать Пахиту, но та ускользает от него и танцует.
Цыган заставляет ее собирать деньги после представления. В эту минуту дон Лопес объявляет выступление цыганской труппы. Иниго выводит своих артистов. Звучит горн. Следуют танцы. Вслед за тем Иниго приказывает Пахите собрать деньги, на что девушка сначала энергически протестует. Со шляпой в руках она останавливается у Люсьена, и оба поражаются красотою друг друга. Люсьен замечает странную белизну лица ее, не похожего на бронзовые лица других цыган. Он спрашивает девушку, кто были ее родители. Пахита хочет показать медальон, но Иниго успел выкрасть реликвию у девушки, и теперь она обвиняет цыгана в пропаже.
В этот момент танцы возобновляются. По окончании губернатор просит всех пройти к накрытым столам, а сам остается с Иниго. Он говорит, что не желает свадьбы племянницы с сыном своих врагов. Цыгану тоже не нравится Люсьен. Они сговариваются, что сегодня ночью Иниго убьет Люсьена, после чего расходятся.
Является Пахита. За нею вбегает Люсьен, умоляет ее оставить табор и последовать за ним. Пахита не может согласиться: она бедная цыганка, а он дворянин. Люсьен просит отдать ему на память букет — тогда ночью он придет к ней и будет говорить о любви. Пахита готова уже отдать букет, но является Иниго разъединяет их. Он тайно следил за всей сценою и рассказывает о виденном губернатору.
Дон Лопес объявляет об отъезде гостей: он велит поселянам собрать все букеты и поднести их гостям. Букет, отданный Пахитой, губернатор не кладет в общую корзину, а передает Иниго с тайным наказом. Пока все готовятся в путь, Иниго отдает букет Люсьену, говоря, что это знак от Пахиты. Люсьен в восторге и сообщает родителям, что вернется позже.
Второе действие
Комната. Входит Пахита — Рассержена — Иниго снова приставал к ней. Кто-то идет — Она прячется в чулан. Входят Господин Л. М. и Иниго — Иниго должен убить Люсьена — Жертва скоро будет здесь. Пахита слышит разговор Иниго и Л. М. — Понимает, что должна сыграть роль приманки для очередной жертвы. Иниго показывает Л. М. бутылку вина — В ней снотворное. Господин Л. М. платит убийце за работу — Уходит. Иниго зовет наемников — Дает им задание — Все должно произойти ровно в полночь. Пахита должна предупредить Люсьена — Пытается незаметно уйти из дома — Задевает и роняет стул — Замечена! Пахита не признается в том, что слышала разговор. Двое наемников прячутся в камин, двое за дверь. Ожидание.
Стук в дверь — Люсьен!! — Иниго приглашает его войти Люсьен показывает Пахите букет — Кто-то передал ему букет, чтобы он пришел сюда ночью — Пахита пытается объяснить, что это ловушка. Иниго забирает у гостя плащ — Пахита уходит с Иниго, чтобы приготовить ужин Люсьен один — Обходит комнату — Дверь заперта. Иниго и Пахита накрывают на стол — Бутылка вина — Тост за Пахиту. Она дает знак Люсьену: можно пить. Иниго открывает другую бутылку — Наливает в бокал Люсьена — Там снотворное. Грохот разбитой тарелки. Люсьен меняет местами бокалы — Пьют — Пахита танцует. Иниго засыпает — Роняет медальон, украденный у Пахиты. Пахита подбирает медальон — Набрасывает плащ Люсьена на Иниго.
Полночь! — Нужно бежать!! — В камин!!! Каминная стенка поворачивается — Пахита и Люсьен исчезают — Появляются наемники. Жертвой становится убийца.
Третье действие
Картина первая
Артистический буфет театра во время вечернего представления балета Артисты перекусывают, сплетничают, смотрят телевизор. В буфет приходит директор театра Д’Эрвильи с супругой и меценат театра Мендоза с племянницей Серафиной, солисткой характерного танца. Все ждут Люсьена, премьера труппы, сына директора. Он появляется с новой балериной театра Пахитой. Вчера ночью на него пытались напасть, и Пахита спасла его.
Люсьен заявляет, что намерен жениться на Пахите, а не на Серафине, как того хочет отец. На экране спортивная трансляция прерывается выпуском новостей: вчера был открыт памятник бизнесмену Д’Эрвильи, брату директора театра. 15 лет назад он и его жена были убиты, а их маленькая дочь пропала. Пахита видит фото убитого и понимает, что это ее отец: такое же фото вставлено в медальон, который она с детства носит как талисман. Неожиданно Пахита узнает и Мендозу: накануне дома она подслушала, как ее опекун Иниго обсуждал с незнакомцем нападение на Люсьена. В буфет врываются полицейские и арестовывают мецената. Пахита и Люсьен счастливы.
Картина вторая
Большое классическое па.
Автор фотографий – Керелюк Ольга на сайте театра