ФИО: Осипенко Алла Евгеньевна
Дата рождения: 16 июня 1932 г.
Место рождения: Ленинград
Награды и звания
Заслуженная артистка РСФСР 1957 г.
Народная артистка РСФСР 1960 г.
Премия «Золотой софит» «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга» 2002 г.
Царскосельская художественная премия 2005 г.
А. Е. Осипенко первая советская балерина, награжденная премией имени Анны Павловой Парижской академии танца в 1956 году
С ноября 2007 по январь 2008 гг. в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства была организована выставка «Алла Осипенко. Танец как способ жизни».
Профиль авторизован в ноябре 2024 года
Автор профиля: ВладимирПавлоцкий
Место учебы: Ленинградское хореографическое училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год поступления: 1941
Год выпуска: 1950
Выпускавший педагог по классике: А. Я. Ваганова
Партии, исполненные за время обучения:
«Музыкальный момент» (балетмейстер Чабукиани)
«Размышление» (балетмейстер Якобсон)
Место работы: Театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1950 г.
Дата окончания работы: 1971 г.
Статус в театре: солистка высшей группы
Партии, исполненные за время работы в театре:
«Каменный цветок» (балетмейстер Григорович) Хозяйка Медной горы первая исполнительница
«Берег надежды» (балетмейстер Бельский) Его любимая первая исполнительница
«Тарас Бульба» (балетмейстер Фенстер) Панночка первая исполнительница
«Отелло» (балетмейстер Чабукиани) Дездемона первая исполнительница
«Жемчужина» (балетмейстер Боярский) Жемчужина первая исполнительница
«Человек» (балетмейстер Лившиц) Смерть первая исполнительница
«Хореографические миниатюры» (балетмейстер Якобсон) «Прометей и Орел»,
«Поцелуй», «Размышление» первая исполнительница
«Вальсы Равеля» (балетмейстер Якобсон) Шестой вальс первая исполнительница
«Блудный сын» (балетмейстер Мурдмаа) Красавица первая исполнительница
«Легенда о любви» (балетмейстер Григорович) Мехменэ Бану
«Тропою грома» (балетмейстер Сергеев) Сари
«Спартак» (балетмейстер Якобсон) Фригия
«Щелкунчик» (балетмейстер Вайнонен) Маша
«Лебединое озеро» (редакция Сергеева) Одетта-Одиллия, Большие лебеди, Два лебедя
«Спящая красавица» (редакция Сергеева) фея Сирени
«Золушка» (балетмейстер Сергеев) Злюка, фея Лета
«Фауст» «Вальпургиева ночь» (балетмейстер Лавровский) Вакханка, Трио нимф
«Раймонда» (редакция Сергеева) Раймонда, Подруга Раймонды
«Маскарад» (балетмейстер Фенстер) Нина
«Баядерка» (редакция Чабукиани, Пономарева) Никия, Гамзатти, вариация в акте «Тени»
«Медный всадник» (балетмейстер Захаров) Царица бала
«Дон Кихот» Уличная танцовщица, Повелительница дриад
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) Седьмой вальс, Мазурка, Прелюд
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Мария
«Жизель» Монна
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Гран па
Работа в других театрах:
МАЛЕГОТ (современное название: Михайловский театр )
«Лебединое озеро» Одетта-Одиллия
«Антоний и Клеопатра» (балетмейстер Чернышов) Клеопатра
Театр балета имени Л. В. Якобсона (1971-1973 гг.)
Хореографические миниатюры, постановки Л. В. Якобсона. Первая исполнительница.
«Полет Тальони»
«Минотавр и Нимфа»
«Жар птица»
«Лебедь»
«Экзерсис ХХ» Адажио, дуэт, танго
«Блестящий дивертисмент» Солистка
Ленконцерт (1973-1977)
«Ромео и Джульетта» (балетмейстер Мурдмаа) Дуэт Джульетты и Ромео
«Па-де-де» на музыку Адана (балетмейстер Марковский)
«Талисман» па-де-де (возобновление Тюнтиной по Петипа)
«Антоний и Клеопатра» (балетмейстер Чернышов). Одноактная композиция
Новый балет, Ленинградский ансамбль балета (современное название: Санкт-Петербургский Государственный Академический театр балета Бориса Эйфмана )(1977-1982 гг.)
«Под покровом ночи» (балетмейстер Мурдмаа) Ночная красавица первая исполнительница
«Прерванная песня» (балетмейстер Эйфман) Песня первая исполнительница
«Двухголосие» (балетмейстер Эйфман)
«Жар птица» (балетмейстер Эйфман)
«Идиот» (балетмейстер Эйфман) Настасья Филипповна первая исполнительница
«Автографы» (балетмейстер Эйфман) первая исполнительница
Молодой балет Алма-Аты
«Рапсодия в стиле блюз»(балетмейстер Аюханов)
«Rondo capriccioso» (балетмейстер Аюханов)
Театр музыкальной комедии 1998 г.
«Жизнь артиста» (балетмейстер К. Ласкари, режиссер А. Белинский)
Театральное агентство «Театр Дом» 2001 год
«Гарольд и Мод» (балетмейстер Кононов) Мод
В 1982 году приняла участие в премьере Театра балета имени Л. В. Якобсона «Гроза» в постановке В. Федянина, режиссер О. Аверьянов в роли Кабанихи.
В 1995 г. во Флоренции исполнила партию Судьбы в «Франческе да Римини» (режиссер Манегпатти).
На юбилейном вечере в честь 45-летия творческой деятельности 6 января 1999 г. исполнила«…но облака…» (постановка А. Кононова)
«Любимой Терпсихоре… - Мастер-класс» (постановка Р. Виктюка при участии А. Фрейндлих).
Концертные номера
«Сиринкс» (балетмейстер Алексидзе)
«Ледяная дева» (балетмейстер Ф. Лопухов) Дуэт Ледяной девы и Асака
«Спартак» (балетмейстер Чернышов) дуэт
«Сарабанда» (балетмейстер Алексидзе
«Andante sostenuto» (балетмейстер Долгушин)
«Вера… Надежда… Любовь… Алла» (балетмейстер Поляков)
«Кармен-сюита» (балетмейстер Аюханов) Танец Кармен
Участие в конкурсах:
Название конкурса: Международный фестиваль молодежи и студентов
Дата проведения: 1950 г.
Место проведения: Прага
Награда: лауреат
Место работы: Ленинградское хореографическое училище(современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой ); 1966 – 1970 гг.
С конца 1980х по конец 1990х преподавала в балетных школах Европы и США. Работала во Франции, Италии, США. Канаде и других странах
Педагог-репетитор Михайловского театра; 2007-2010 гг.
Снималась в следующих фильмах балетах и документальных фильмах о балете:
«Антоний и Клеопатра» (1977г.)
«Балет в миниатюрах» (1971 г.)
«Большой балет» (1967г.)
«Ленинградский балет» (1966 г.)
«Павловские музы» (1972 г.)
«Хореографические миниатюры» (1960 г.)
Снималась в художественных фильмах:
«Ампир» (режиссер Сокуров) Героиня
«Возмездие» (режиссеры Дробязго, Капица) Старая цыганка
«Голос» (режиссер Авербах) Женщина
«Дар» (режиссер Карандашов) Ведьма
«Зимняя вишня» (режиссер Масленников) Свекровь Ольги
«Луна в зените» (режиссер Томашпольский) Директор музея
«Отче наш» (режиссер Ермолаев) Балерина
«Русский ковчег» (режиссер Сокуров) Балерина
«Скорбное бесчувствие» (режиссер Сокуров) Ариадна
«Список влюбленных РФ» (режиссер Шилкина) Ирина Владимировна
«Филиал» (режиссер Марковский) Виктория Львовна
«Фуэте» (режиссеры Ермолаев, Васильев) Подруга Князевой
Снималась в документальных фильмах режиссера Сокурова
«Петербургская элегия»
«Терпение. Труд»
Творчеству Осипенко посвящены документальные фильмы:
«Хореографическая поэма» (1974 г.)
«Исповедь балерины» (1990 г.)
«Второе дыхание» (1993 г.)
«Исповедь фаталистки» (2012 г.)
Принимала участие в большом количестве телевизионных передач, телевизионных фильмов, интернет-проектов. Вот некоторые из них:
«Балет в сердце Михайловского театра»
«Вспоминая великую Ваганову»
«Встречи на Моховой»
«Диалоги о школе»
«Игры разума»
«Искусство жить»
«Мысли о русском балете»
«Наобум»
«Рассказы старого сплетника»
«Старое танго»
«Страсти по Алле»
«Царская ложа»
Зозулина Н. Алла Осипенко. Искусство, Ленинградское отделение 1987 г.
Алла Осипенко.Санкт-Петербург.Международный благотворительный фонд «Терпсихора».2007 г. (сборник статей)
Lobenthal, J. Alla Osipenko. Beauty and Resistance in Soviet Ballet. Oxford University Press 2016
Множество статей в различных книгах и периодической печати. О творчестве Осипенко писали В. Красовская, Г. Добровольская, Г. Шмаков, коллеги по сцене и многие другие.
Алла Осипенко танцовщица уникальная, неповторимая. Александр Сокуров писал о ней: «Она [Осипенко] актриса и человек выдающихся качеств. Существование её рядом для многих было нетерпимо. Для балетмейстеров она была, видимо, слишком умна, для коллег она была грандиозно одарена, да и личность её многим не давала покоя. Я не встречал людей её масштаба. Как среди женщин, которых я знал в жизни, я такого масштаба людей не видел,— боюсь, что и среди мужчин таких людей не было».
На протяжении двадцати лет на сцене Кировского театра Осипенко создала ряд выдающихся образов, вошедших в историю мирового балета. Уникальны данные танцовщицы:редкой красоты ноги, утонченная лепка рук, гордо посаженная голова – она была рождена подлинной классической танцовщицей. Но хореографы находили в ней тот благодатный материал, из которого можно было лепить характеры сложные, натуры эмоциональные. За строгостью академической формы, прозрачностью графических линий они улавливали, что Осипенко – балерина современная, способная передать бурные ритмы времени, в котором она жила. Л. Якобсону, И. Бельскому, И. Чернышову, Г. Алексидзе, М. Мурдмаа, Б. Эйфману и другим хореографам было интересно работать с танцовщицей, которая по праву становилась соавтором творцов, удивительным воплощением их идей и исканий.
Подлинными шедеврами в исполнении Осипенко были партии феи Сирени в «Спящей красавице», Хозяйки Меднойгоры в «Каменном цветке», Мехменэ Бану в «Легенде о любви», но в 1960е годы в тех балетных премьерах, в которых Осипенко доводилось участвовать, ее дарованию было тесно. Да и какая индивидуальность могла раскрыться в «Жемчужине» или «Человеке»? Осипенко начинает все охотнее откликаться на предложения извне. Так в ее репертуаре появились «Сиринкс» в постановке Алексидзе для «Вечеров камерной музыки и балета», Клеопатра в «Антонии и Клеопатре» , балете, поставленном в МАЛЕГОТе И. Чернышовым.
В 1971 году Осипенко порывает с Кировским театром и соединяет свою творческую судьбу с труппой «Хореографические миниатюры», а с1977 года с Театром балета Бориса Эйфмана. С именем Якобсона связаны лучшие работы Осипенко в жанре миниатюры. Когда Якобсон ставил для Осипенко, он ориентировался на ее безграничное ощущение стиля и пластики трактуемого произведения. Вроде бы не открывая в исполнительнице ничего неожиданного, в каждой из последующих работ Якобсон расширял диапазон дарования Осипенко, талант ее начинал светиться по-новому.
Балетмейстер обратил внимание на Осипенко еще в 1947 году, поставив для нее «Размышление» на музыку Чайковского. В 1958 году в«Хореографических миниатюрах» она исполнила «Поцелуй», миниатюру, навеянную скульптурой Родена.Плавные медлительные движения танцовщицы наполнены чистотой и приподнятостью, их канителенная смена рисует динамику развития чувства. Удлиненные пропорции тела Осипенко, особенно подчеркнутые хореографией Якобсона, скульптурность поз, их скрытая чувственность, лишенная малейшего намека на душещипательность и слезливость, позволили исполнительнице четко передать замысел балетмейстера. Осипенко за несколько мгновений воплотила лучшие страницы любовной лирики, дала собирательный образ страстно любящей женщины.
Осипенко танцовщица современная. Даже в роли, основанной на сентиментальной фабуле в миниатюре «Минотавр и Нимфа», в своей трактовке танцовщица выходит за рамкитрадиционного мифа о минотавре. Вслед за балетмейстером она обращается к одной из основных проблем современности – борьбы с произволом и насилием.
Вслед за Якобсоном Б. Эйфман уловил, что в своем творчестве Осипенко передает подлинность человеческих чувств, переживаний, истинную глубину страсти, постижение сути отношений между людьми и одновременно показа сложного духовного мира героинь. Этапной для артистки стала роль Настасьи Филипповны в «Идиоте». А балет «Двухголосие» у Осипенко прозвучал как песнь песней.
В «Двухголосии» в центре повествования персонаж Осипенко, личность замкнутая, потерянная в сложной, полной противоречий жизни. В исполнении танцовщицы образ пронизан безнадежной грустью. Вдруг вдали вырисовывается мужской силуэт. Встретились два человека, испытывающие одиночество – два голоса, звучащие в ночи: резкий,хриплый мужской и высокий, нежный женский. Эти голоса переплетаются, сливаясь в один, голос любви. Любовь возрождает героиню. Кантилена льющегося танца, свободная пластика живописуют счастливый миг встречи. Безраздельно отдаваясь своему чувству, героиня Осипенко свято верит, что их голосам суждено слиться в гармоничном двухголосии. Обнажая круг чувств женщины-современницы, Осипенко в «Двухголосии» поднимается до обобщенного образа женской судьбы, значительной и в страдании, и в радости.
Осипенко не страшилась экспериментировать с начинающими неизвестными хореографами, помогая им в создании достоверного танцевально-музыкального решения спектаклей и номеров. Она любила работать с молодыми артистами. Репетируя с творческой молодежью, тщательно обдумывая с ними роли, оттачивая их технику, каждую деталь, она учила их независимости мысли, передавала им свои горение и увлеченность. С ними она была по-прежнему молода.
Героини Осипенко неожиданные и разные, загадочные и вдохновенные. Осипенко принадлежит к тем художникам, для которых искусство это постоянное выражение их человеческой сущности. Она стремилась на сцене осмыслить и воплотить лично пережитое, остро прочувствованное, глубоко осмысленное.Уходят поколения. Им на смену приходят новые таланты, но автографы, оставленные настоящими художниками, живы вечно. К таким относится творчество Аллы Осипенко.