ФИО: Нина (Антонина) Васильевна Пельцер (Чумакова)
Дата рождения: 14 марта 1908 г.
Место рождения: Харьков
Дата смерти: 13 февраля 1994 г.
Место смерти: Санкт-Петербург
Звания / награды: заслуженная артистка РСФСР
Профиль авторизован в октябре 2024 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учёбы: харьковская балетная студия Н. А. Дудинской-Тальори
Год поступления: 1922
Год выпуска: 1925
Место учебы: Ленинградский государственный хореографический техникум (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год поступления: 1930
Год выпуска: 1933
Выпускавший педагог по классике: А. Я. Ваганова
Выпускавший педагог по народно-характерному танцу: А. В. Лопухов
Место работы: Харьковский театр имени Лысенко
Дата поступления: 1926 г.
Дата окончания работы: 1927 г.
Исполняла сольные партии в балетах «Привал кавалерии», «Тщетная предосторожность», опере «Фауст». «Вальпургиева ночь»
Место работы: Харьковский театр музыкальной комедии
Дата поступления: 1927 г.
Дата окончания работы: 1929 г.
Статус в театре: солистка
Место работы: Ленинградский театр музыкальной комедии
Дата поступления: 1929 г.
Дата окончания работы: 1956 г.
Сольные танцы в опереттах, исполненные за время работы в театре:
«Принцесса долларов» (балетмейстер Гусев)
«Веселая вдова» (балетмейстер Гусев)
«Летучая мышь» (балетмейстер Гусев)
«Парижская жизнь» (балетмейстер Вайнонен)
«Сильва» (балетмейстер Корень)
«Раскинулось море широко» (балетмейстер Бейзельман)
«Принцесса цирка» (балетмейстер Боярский)
«Сирень-черемуха» (балетмейстер Анисимова)
«Девичий переполох» (балетмейстер Фенстер)
«В зимнюю ночь» (балетмейстер Якобсон)
«Роза ветров» (балетмейстер Фенстер)
«Дьявольский наездник» (балетмейстер Боярский)
«Шумит Средиземное море» (балетмейстер Якобсон)
«Бокаччо» (балетмейстер Якобсон) и др.
В ряде оперетт являлась постановщиком своих танцев
Место работы: Ленинградский театр музыкальной комедии
Дата поступления: 1941 г.
Дата окончания работы: 1976 г.
Должность: педагог-репетитор
Нина Васильевна Пельцер была балерина-праздник. В послевоенном Ленинграде, люди пережившие Блокаду города, многие потерявшие ближайших родственников, стремились к свету, к чему-то радостному, веселому. Город постепенно возрождался к новой жизни. Ленинградцы потянулись в театры. Театр музыкальной комедии был одним из самых любимых и пользовался неизменным успехом у жителей города. Наиболее популярной исполнительницей в Театре музыкальной комедии была Н. Пельцер, артистка-танцовщица, блиставшая во многих спектаклях.
Пляски вихрь с задорной миной
Закружился, засверкал -
Загорелся мигом зал,
Гром обрушился лавиной…
Этот вихрь я наблюдал,
Он зовется…. Пельцер Ниной.
Обладая поистине ураганным темпераментом, блестящей выучкой, отменным вкусом, она своим мажорным искусством прославляла безудержное веселье, воодушевляла всех вокруг, вселяла надежду на скорое светлое будущее. Глядя на то, как танцевала Пельцер, людям казалось, что все будет хорошо, что все задуманное воплотится в жизни, что все получится.
Нина Пельцер была выдающейся характерной танцовщицей. Она была самобытна, оригинальна, не на кого не похожа и не имела равных себе в этом жанре танцовщиц. Пельцер была изыскана на сцене. Танец ее был всегда одухотворенным. Она полностью растворялась в материале, умела в небольшом танцевальном тексте создать вполне конкретный образ.
В оперетте легко сбиться на фальшь, напускное кокетство, вульгарность и пошлость. При бешеном темпераменте, Нина Васильевна всегда знала чувство меры. Она зажигалась на сцене, вспыхивала тысячами разноцветных огоньков, а за ней полыхал уже весь зал, с нескрываемым восторгом следя за ее танцами. Ее выступления всегда были фееричными фейерверками, праздничным салютом в честь жизни.
Нина Васильевна не была опереточной дивой. «Чулок со стрелкой. Каблук высокий. Я вся в зеленом. На мне бриллианты» - это не про нее. Танец Пельцер был свободен, демократичен. Он сливался с жизнью и воспевал ее во всех проявлениях. Каждое выступление было разным. Она ловко импровизировала, всегда была внезапна и неожиданна. Многие ее танцы воспринимались как экспромты, спонтанна фантазия на тему, предложенную хореографом.
Благодаря Пельцер в оперетту пришли П. А. Гусев, В. И. Вайнонен, С. Н. Корень, Н. А. Анисимова, Л. В. Якобсон, Б. В. Фенстер и другие хореографы, а когда рядом не находилось достойной кандидатуры постановщика, она сама сочиняла себе танцы.
Н. В. Пельцер пережила 900 дней Блокады, оставаясь в блокадном Ленинграде, выступая на сцене Театра музыкальной комедии. Анатолий Королькевич в мемуарах "А музы не молчали" рассказал, как Нина Васильевна заставила упражняться у станка молодых балерин, чтобы к ним, умирающим от голода, вернулась жажда жизни и страсть к профессии: "Урок продолжался... Кончился он на труднейшем шажман де пье. Делали его еле-еле, но делали... Урок шел час, не больше, но для первого раза вполне достаточно. — У людей появился румянец, — говорила Пельцер, — собственно, румянца, как такового, не было, а была видимость, но люди устало, удовлетворенно улыбались и спрашивали: «А завтра урок будет?» Это была победа!"
С 1941 по 1976 годы в этом же театре Пельцер служила репетитором балета. Для ленинградцев она осталась своего рода легендой. Нина Васильевна участвовала почти в каждом спектакле. Ее выступления это всегда торжество вкуса, музыкальности, стиля и азарта. Это было триумфальной победой над серостью и неприглядностью жизни. После ее спектаклей хотелось здравствовать, совершать что-нибудь необычное, оригинальное, но обязательно излучающее ликование и жизнерадостность.
Пельцер обладала эталонным исполнением каскадных танцев. Никто из артистов балета оперетты не мог сравниться с ней пламенностью, задором и энтузиазмом при исключительной балетной форме. Она была одним из символов возрождающегося из пепла города-героя, своего рода жар-птицей, оказавшей огромное влияние на развитие жанра, в котором ей не было равных.