«Неаполь» — один из наиболее удачных балетов Августа Бурнонвиля, который сохранился до сих пор. В этом, как и в других своих балетах, Август Бурнонвиль остается принципиальным приверженцем романтизма.
История возникновения балета «Неаполь» связана с отнюдь не радостными событиями в жизни Бурнонвиля. В 1841 году он вследствие околотеатральных интриг был внезапно выслан из Дании.
Вынужденные гастроли привели артиста в Италию, где он некоторое время танцевал в Неаполе. Город поразил его южной красочностью, многообразным проявлением национальных обычаев. И когда в 1842 году его прощают и разрешают вернуться на родину, Бурнонвилю приходит в голову посвятить первый же балет столь милому его сердцу городу и его обитателям — простым неаполитанцам.
Хореограф так торопился, что поручил сочинение музыки одновременно четырем композитором. Молодому, но весьма одаренному Нильсу Гаде был поручен второй акт, популярному автору танцевальной музыки Хансу-Кристиану Лумбю — финал балета, остальное сочинили постоянные соратники балетмейстера Эрик Хельстед и Хольгер-Симон Паулли. В довольно пестрой музыке «Неаполя» немало нарочитых заимствований и цитат: от сицилийских мелодий до арии о клевете из «Севильского цирюльника» Дж. Россини. По замыслу хореографа, такой прием должен рождать ассоциации и будить фантазию зрителей. Премьера «Неаполя» имела успех, сам хореограф исполнял роль Дженнаро.
Деген А., Ступников И.
1. Приморский квартал Неаполя на берегу залива Санта-Лючия. Здесь живет прекрасная Терезина, за которой настойчиво ухаживают двое: торговец макаронами Джакомо и продавец лимонада Пеппо. Тереза высмеивает их, но ее мать Вероника упрекает девушку за то, что она упускает выгодные партии.
С богатым уловом возвращаются рыбаки. Среди них Дженнаро — возлюбленный Терезины. Юноше повезло: в пойманной рыбе он нашел коралловый браслет и дарит его невесте. Вероника нехотя благословляет их союз. Появляется монах Фра Амбросио, он просит всех пожертвовать на нужды церкви. Влюбленные охотно выполняют просьбу. Пеппо и Джакомо пытаются опорочить Дженнаро. То они распускают слухи, что удачливый рыбак продал душу дьяволу, то пытаются вызвать ревность у Терезины, показывая, как Дженнаро шутит с девушкой, которая покупает его рыбу. Клеветникам не верят и веселье продолжается.
Чтобы побыть вдвоем, влюбленные уплывают на лодке в море. Терезина играет на гитаре. Внезапно сверкает молния, звучит гром, начинается шторм. Дженнаро пытается направить лодку к берегу, но громадная волна смывает девушку за борт. Друзья рыбаки спасают лишь юношу. Все осуждают Дженнаро, Вероника обвиняет его в смерти дочери.
Оставшись один, юноша в отчаянии склоняется перед статуей Мадонны. Подошедший Амбросио вкладывает ему в руку образок, оберегающий от беды. Монах советует рыбаку сесть в лодку и искать невесту. Дженнаро уплывает. Амбросио преклоняет колени в молитве.
2. Капри, голубой грот. Царством наяд и тритонов правит могущественный властелин моря Гольфо. В этот грот приносят сокровища с погибших кораблей. Две наяды в гигантской морской раковине везут спасенную Терезину, не выпустившей из рук гитары. Терезина просит отпустить ее домой, но Гольфо, очарованный ее красотой, превращает ее в наяду. Как только властелин моря обрызгал девушку водой из волшебного грота, Терезина забывает все свое прошлое. Все наяды и тритоны собираются, чтобы отпраздновать появление новой подруги.
В грот на своей лодке вплывает Дженнаро. Он видит знакомую гитару и понимает, что его любимая здесь. Гольфо пытается соблазнить юношу, затем запугать, но Дженнаро требует вернуть ему невесту. Две наяды приводят Терезину, но та, став наядой, не узнает жениха. Напрасно Дженнаро напоминает ей о родном Неаполе, играет на гитаре ее любимые мелодии — все тщетно. Лишь когда юноша, достав образок, молит Мадонну вернуть невесте память, к Терезине возвращается память, и она бросается в объятия жениха.
Разъяренный Гольфо пытается похитить Терезину, но девушка не хочет расставаться с Дженнаро. Наяды и тритоны не в силах разлучить влюбленных. Терезина высоко подняв образок, велит всем поклониться Царице Небесной. Те вынуждены подчиниться, и влюбленные уплывают из грота на свободу.
3. Монте-Вирджине, близ Неполя. Праздник, посвященный Мадонне дель Арко. Появляется Терезина с матерью, затем Дженнаро. Общее изумление — все считали девушку мертвой. Не колдовство ли это? Даже Вероника снова не доверяет юноше. Только Фра Амбросио успокаивает толпу. Он благословляет Дженнаро и объясняет толпе, что Терезину спасло чудесное заступничество Девы Марии.
Горожане радостно окружают Терезину и Дженнаро. Все танцуют и веселятся, празднуя воссоединение влюбленных. В финале жениха и невесту сажают в повозку и везут домой, навстречу счастью.
Деген А., Ступников И. Балет. 120 либретто, 2008.
Сцена из III акта балета «Неаполь». Королевский театр Дании.
Источник фото: Аллан Фридеричиа. Август Бурнонвиль. Копенгаген, 1979. Перевод с датского Москва "Радуга" 1983 г.