ФИО: Мунгалова Ольга Петровна
Дата рождения: 28 ноября (11 декабря по н.с.) 1905 г.
Дата смерти: 26 августа 1942 г.
Место смерти: г. Молотов (ныне Пермь)
Звания/награды:
Орден «Знак Почета» (1940 г.)
Профиль авторизован в июне 2025 года
Автор профиля: Владимир Павлоцкий
Место учебы: Государственное Петроградское академическое театральное (балетное) училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1923
Педагоги: О. И. Преображенская, А. Я. Ваганова
Партии, исполненные за время обучения:
«Сильфида» (балетмейстер Пономарев) Эффи
Место работы: Петроградский академический театр оперы и балета; с 1935 – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название: Государственный академический Мариинский театр)
Дата поступления: 1923 г.
Дата окончания работы: 1942 г.
Роли, исполненные за время работы в театре:
«Ледяная дева» (балетмейстер Ф. Лопухов) Ледяная дева – первая исполнительница
«Щелкунчик» (балетмейстер Ф. Лопухов) Маша – первая исполнительница
«Болт» (балетмейстер Ф. Лопухов) Ольга – первая исполнительница
«Катерина» (балетмейстер Лавровский) Юленька – первая исполнительница
«Красный вихрь» (балетмейстер Ф. Лопухов) шпана – первая исполнительница
«Юдифь» танец египетских акробатов (балетмейстер Ф. Лопухов) – первая исполнительница
«Сердце гор» (балетмейстер Чабукиани) Натэлла – первая исполнительница
«Эрос» (балетмейстер Фокин) Девушка
«Красный мак» (балетмейстеры Ф. Лопухов, В. Пономарев) Тао Хоа, номер «Эксцентрике и осел»
«Золотой век» (балетмейстеры Вайнонен, Якобсон, Чеснаков) Западная комсомолка
«Спящая красавица» (возобновление Ф. Лопухова) принцесса Флорина, фея Бриллиантов
«Конек-горбунок» Жемчужина, Царица вод, Фрески
«Дон Кихот» Повелительница дриад, Цикалия
«Жизель» Мирта, Жизель
«Корсар» (редакция Петипа) Невольница
«Египетские ночи» (балетмейстер Фокин, редакция Ф. Лопухова, Чекрыгина) Арсиноя
«Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер Захаров) Мария
«Лауренсия» (балетмейстер Чабукиани) Хасиента
«Пламя Парижа» (балетмейстер Вайнонен) Актриса
«Времпана года» (балетмейстер Петипа) Град
«Пахита» (балетмейстер Петипа) гран па
«Шопениана» (балетмейстер Фокин) мазурка, 7-й вальс
«Жар-птица» (балетмейстер Ф. Лопухов) Жар-птица
«Лебединое озеро» (балетмейстеры Петипа, Л. Иванов) па-де-труа
«Раймонда» (балетмейстер Петипа) вариация в картине «Сон»
«Баядерка» (балетмейстер Петипа) вариация в картине «Тени»
Многочисленные концертные номера
Принимала участие в спектаклях «Молодого балета» Г. Баланчивадзе (Дж. Баланчина)
Имя музы Ф. В. Лопухова Ольги Мунгаловой сегодня практически забыто. А ведь в 1920-1930-е годы она имела большой успех на ленинградской балетной сцене. А. Л. Волынский, критик тонкий и прозорливый, обратил внимание на Мунгалову, когда увидел ее в школьной «Сильфиде» в одной из ролей в 1922 году: «Это живая и миловидная артистка, с быстрыми движениями…. Танцовщица мимирует прекрасно. Я давно не встречал на сцене Мариинского театра такой молодой свежей жестикуляции, таких упруго-хрупких поворотов корпуса и разворотов рук. Притом талант, несомненно, крупный, большого измерения. … При живом играющем темпераменте Мунгалова сумела сохранить в своем теле тенденцию чистоты и женского благородства, совершенно в духе и стиле беспыльных преданий настоящего классического балета».
Придя в труппу Ленинградского театра оперы и балета, возглавляемого в то время Ф. Лопуховым, Мунгалова оказалась в центре экспериментальных работ мастера, а также участвовала в возрожденных Лопуховым классических шедеврах прошлого. Большой знаток балетов наследия, Лопухов, через классику искал новые пути воплощения, открывал неведомые до той поры шлюзы движений и пластических отображений. Балетные спектакли становились свободнее, раскованнее. Балетмейстер придумывал необычные, ошеломляющие поддержки, вводил элементы акробатики. Спектакли Лопухова дышали новизной, поражали неожиданностью решений. В Мунгаловой Лопухов нашел идеального интерпретатора своих идей и замыслов. Критики отмечали смелый, чеканный танец артистки, лишенный картинности и нарочитой красивости, обращали внимание на современность звучания ее трактовок ролей.
Мунгалова была первой исполнительницей многих балетов Ф. Лопухова: «Ледяной девы», «Щелкунчика», «Болта», «Красного вихря». Большим успехом в исполнении Мунгаловой и ее постоянного партнера П. Гусева пользовался танец египетских акробатов из оперы «Юдифь» с хореографией Ф. Лопухова, в котором были поставлены головокружительные акробатические поддержки, выполненные молодыми артистами с залихватской отвагой и в удивительной форме. С этого номера началось содружество танцовщицы и балетмейстера.
Танец Мунгаловой отличался виртуозностью, завидной неустрашимостью, был броским, зрелищным. Мунгалова и Гусев танцевали множество различных концертных номеров на эстраде, безбоязненно вводя в них рискованные элементы, придумывая новые движения, некоторые из которых до сих входят в современный тренаж артистов.
Помимо служения на казенной сцене Мунгалова и Гусев стали участниками экспериментальной группы «Молодой балет», основанной в Петрограде Георгием Баланчивадзе (будущим Джорджем Баланчиным). Еще на школьном концерте в 1920 году для своего первого балетмейстерского опыта Баланчивадзе выбрал ученицу Мунгалову. Это была «Ночь» на музыку знаменитого романса А. Рубинштейна. Партнером выступил сам хореограф. Номер, поставленный вне общепринятых традиций классического балета, ошеломил и обескуражил зрителей и профессионалов своей новизной.
Участие в «Молодом балете» подтвердило стремление танцовщицы к открытию неведомых граней творчества, к познанию новых возможностей тренированного человеческого тела, в придумывании движений, которые обогащали бы современный для того времени хореографический язык. Некоторые из тех находок и сегодня воспринимаются как современные.
Не все балетные опусы Лопухова были удачны. Но участие в них Мунгаловой помогло молодой артистке в постижении необычных форм пластической выразительности, расширило технические возможности танцовщицы, раскрепощало, делало танец привольным и непринужденным. Лучшей работой Мунгаловой в балетах Лопухова была главная роль в «Ледяной деве». В Мунгаловой Лопухов нашел идеальную исполнительницу своего замысла. А. Гвоздев писал: «Талантливо, самоотверженно и порой блестяще она [Мунгалова] осуществила технически трудное задание, ведя главную партию в «Ледяной деве». …. Ее танец превращался местами в театрализованный акробатизм, как того требует постановщик и поражает технической точностью смело исполняемых «шпагатов», взлетов и падений, гибкостью движений и эластичностью всего тела».
Прекрасная выучка классической танцовщицы (а Мунгалова была ученицей О. И. Преображенской и А. Я. Вагановой), гибкое податливое тело позволили артистке вслед за хореографом найти счастливое сочетание традиционной классики и спортивной акробатики, не нарушая строгой балетной формы. Мунгалова запросто вставала в арабеск на плече партнера или делала «колечко», поддерживая высоко поднятую ногу кончиками пальцев. Только через много лет на юбилейном вечере Лопухова, это в полной мере удалось повторить А. Осипенко, танцевавшей в честь мастера возобновленное адажио из его балета. Мунгалова обнаружила в сказочном сюжете биение времени современного. В чеканной поступи Ледяной девы-Мунгаловой, в графичных комбинациях ее танцев, в заостренных хлестких движениях, шпагатах, казавшихся бесконечными, танцовщица будто разбрасывала перед собой сверкающие, звенящие кусочки льда, расцвеченные светящимися огоньками.
Под ветром лед ручья дымится,
Несутся дымы по полям.
Запорошенная девица
Дает разгон своим конькам.
Она несется по извивам
Дымящегося хрусталя,
То припадая к белым гривам,
То в легком танце воскрыляя.
На белом белая белеет –
Вся вихрь, вся воздух, вся полет.
А лед все тлеет, тлеет, тлеет, -
Как будто вспыхнет этот лед!
В рецензии на «Ледяную деву» И. Соллертинский особо выделил Мунгалову: «Выше всяких похвал искусство О. Мунгаловой (Сольвейг), удачно сочетавшей эмоциональную выразительность, классическую строгость танца и изощренную акробатическую тренировку …… Балетмейстер-новатор всегда найдет в ней чуткую исполнительницу».
Карьера Мунгаловой, как танцовщицы-новатора оказалась недолгой. В 1930 году на одной из репетиций она получила серьезнейшую черепно-мозговую травму. Вернуться к прежнему сложному репертуару обернулось проблемой. Артистка продолжала выходить на сцену в несложных ролях второго плана, танцевала различные вариации в балетах наследия, была участницей премьер «Сердца гор» (Натэлла), «Катерины» (Юленька), «Ромео и Джульетты» (Сверстница Джульетты), исполнила Актрису в «Пламени Парижа», Хасинту в «Лауренсии», Марию в «Бахчисарайском фонтане», роли, не открывшие в Мунгаловой ничего неожиданного.
Короткая жизнь Ольги Мунгаловой оборвалась в 1942 году в Молотове (ныне Пермь), куда Кировский театр был эвакуирован во время войны. Могила ее оказалась затерянной. Неопубликованная рукопись воспоминаний танцовщицы хранится в библиотеке Санкт-петербургского отделения Союза театральных деятелей. Своеобразное дарование Ольги Петровны Мунгаловлой, провозвестницы новых исканий в искусстве хореографии будоражило ее современников и оказало влияние на развитие техники женского танца. Это забывать нельзя.