ФИО: Муллер Константин Александрович
Дата рождения: 26 июня (5 июля) 1905 года
Место рождения: Санкт-Петербург
Дата смерти: 15 апреля 1993 года
Место смерти: Москва
Звания / награды:
Заслуженный деятель искусств БССР (1956)
Награжден орденом «Знак Почета» 20.06.1940 г. и 25.02.1955 г.
Лауреат Государственной премии СССР второй степени за постановку балета «Князь-Озеро» В.А. Золотарева (1950 г.)
Профиль авторизован в августе 2025 года
Автор профиля: Ольга Диденко
Место учёбы: Школа русского балета А. Волынского
Место учебы: Ленинградское хореографическое училище (современное название: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой )
Год выпуска: 1926
Выпускавший педагог по классике: Семенов Виктор Александрович
Места работы:
1926-1931 – артист балета театров Харькова, Киева, Ташкента, Тбилиси.
1931-1937 – солист балета Большого театра (Москва)
1937-1950 – солист балета Белорусского театра оперы и балета (Минск) / современное название – Большой театр Беларуси
Исполненные партии:
Раб – «Корсар» А. Адана
Франц – «Коппелия» Л. Делиба
Зигфрид – «Лебединое озеро» П. И. Чайковского
Арлекиин – «Арлекинада» Р. Дриго
Вацлав – «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева
Базиль – «Дон Кихот» Л. Минкуса
Василь – «Князь-озеро» В. А. Золотарёва
Места работы:
1953-1960 – главный балетмейстер Белорусского театра оперы и балета (Минск) / современное название – Большой театр Беларуси
1960-1963 – балетмейстер Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля (Казань) / Донецкого театра оперы и балета / Украинского театра оперы и балета им. И. Я. Франко (Львов) / Молдавского театра оперы и балета (Кишинев)
1963-1971 – балетмейстер Воронежского театра оперы и балета
Постановки авторские:
1944, 5 августа – «Каменный цветок» А. Г. Фридлендера (первая постановка) / Свердловский театр оперы и балета им. А. Луначарского (современное название: Екатеринбургский театр оперы и балета)
1949, 15 января – «Князь-озеро» В.А. Золотарёва / Белорусский театр оперы и балета / современное название – Большой театр Беларуси
1950, 24 ноября – «Соловей» М.Е. Крошнера / Белорусский театр оперы и балета / современное название – Большой театр Беларуси
1958, 20 декабря – «Подставная невеста» («Насильно мил не будешь») Г.А. Вагнера / Белорусский театр оперы и балета / современное название – Большой театр Беларуси
1960 – «Каменный цветок» А. Г. Фридлендера / Украинский театр оперы и балета им. И. Я. Франко, Львов
1961, 17 октября – «Последний бал» Ю.С. Бирюкова А. Г. Фридлендера / Украинский театр оперы и балета им. И. Я. Франко, Львов
1962 – «Последний бал» Ю.С. Бирюкова / Молдавский театр оперы и балета, Кишинев
Постановки редакции:
1938, 1948 – «Лебединое озеро» П. И. Чайковского - балетмейстерский дебют / Белорусский театр оперы и балета / современное название – Большой театр Беларуси
1938, 1959 – «Тщетная предосторожность» П. Гертеля / Белорусский театр оперы и балета / современное название – Большой театр Беларуси
1941, 1946 – «Дон Кихот» Л. Минкуса / Белорусский театр оперы и балета / современное название – Большой театр Беларуси
1949 – «Бахчисарайский фонтан» Б.В. Асафьева / Белорусский театр оперы и балета / современное название – Большой театр Беларуси
1949 – «Конек – Горбунок» Ц. Пуни / Белорусский театр оперы и балета / современное название – Большой театр Беларуси
1951 – «Доктор Айболит» И. В. Морозова / Белорусский театр оперы и балета / современное название – Большой театр Беларуси
1953 – «Жизель» А. Адана / Белорусский театр оперы и балета / современное название – Большой театр Беларуси
1954 – «Спящая красавица» П. И. Чайковского / Белорусский театр оперы и балета / современное название – Большой театр Беларуси
1956 – «Щелкунчик» П. И. Чайковского / Белорусский театр оперы и балета / современное название – Большой театр Беларуси
1959 – «Тропою грома» Кара Караева / Донецкий театр оперы и балета
1960 – «Тропою грома» Кара Караева / Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля (Казань)
1963 – «Тропою грома» Кара Караева / Воронежский театр оперы и балета
1963 – «Дон Кихот» Л. Минкуса / Воронежский театр оперы и балета
1964 – «Доктор Айболит» И. В. Морозова / Воронежский театр оперы и балета
1964 – «Голубой Дунай» И. Штрауса / Воронежский театр оперы и балета
1967 – «Пер Гюнт» Э. Грига / Воронежский театр оперы и балета
1968 – «Лебединое озеро» П. И. Чайковского / Воронежский театр оперы и балета
1970 – «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева / Воронежский театр оперы и балета
Во всех театрах, где работал, преподавал классический танец.
ЛЕНИНГРАД
В Новгороде, куда был переведен его отец из Ленинграда, Муллер занимался в общеобразовательной школе, принимал участие в любительских спектаклях. В Новгород приехала группа актеров балета ГАТОБа. Этот вечер и определил дальнейшую судьбу юноши. В Новгороде Муллер занимался в балетном классе бывшей балериной Белобоковой. В тайне от отца Муллер приезжает в Ленинград, но вместо поступления в Лесной институт, подает документы в Театральное училище.
Из-за слабой подготовки его не принимают в училище, но зачисляют на вечернее отделение Школы русского балета А. Л. Волынского. В «Книге ликований» А. Волынский отмечает первые успехи: «Что касается Муллера, тот тут мы имеем дело с материалом, из которого впоследствии выработается отличный кавалер… Кузнецова с Муллером поразили всех поэтическим одушевлением, с каким они исполняли свой номер… Особенно прогрессируют своей недюжинной элевацией Ковалев и Муллер. Оба носятся по сцене с хорошим порывом и высоким прыжком…».
«Рабочий и театр», № 24 (39), 1925
ГОС. ХОРЕГРАФИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
9 июня в Госуд. Хореграфическом Техникуме (б. „Школа Русского Балета") состоялся выпускной спектакль учащихся. Это первый за пятилетний период существования Техникума спектакль такого рода. Первый и неудачный. Неудачный, как по программе, так, в особенности, по исполнению…
Из невыпускных очень интересен мужской состав. … Всяческой похвалы заслуживает Муллер, ловкий и статный кавалер и технически сильный танцовщик. …В общем, мужской состав, правда, очень малочисленный, во всех отношениях превосходит женский.
Юр. БРОДЕРСЕН
«Рабочий и театр», № 25 (92), 1926
АК - БАЛЕТ
Окончившие в этом сезоне Ак-Балетное Училище и не принятые на Ленингр. Акад. сцену — Берг. Васина. Верекундова, Виноградова, Ошкамп, Гиршфельд, Соколова и Халип и окончившие вечерние курсы при Ак-Балетном училище — Долларова, Дуленко, Ильине, Ковалев, Муллер, Швецов и Федоров — приняты на службу в Государственный Украинский Театр и будут выступать в Харькове, Одессе и Киеве.
Гиршфельд, Соколова и Халип и окончившие вечерние курсы при Ак-Балетном училище — Долларова, Дуленко, Ильине, Ковалев, Муллер, Швецов и Фе¬доров — приняты на службу в Государственный Украинский Театр и будут выступать в Харькове, Одессе и Киеве.
В 1926-1931 годах артист театров города Харькова, города Киева, города Ташкента, города Тбилиси.
Благородство пластических линий и манер, хорошая техника и вместе с тем прирожденный зажигательный темперамент, точное чувство национального стиля - все эти качества позволили К. Муллеру после окончания училища с одинаковым успехом танцевать как классические, так и характерные партии. [4; 37]
«Современный театр», №19, 1929
Письмо из Тифлиса
Кроме Боголюбова, отдельные постановки имели Р. Баланотти — «Лебединое озеро» и В. Цаплин — «Красный мак». Относительно этой постановки надо отметить, что значительного успеха на тифлисской сцене она не имела, несмотря на ряд отдельных удачных исполнителей (Тао-Хоа — Н. В. Ярыгина и солист балета Муллер), и вместо революционного балета у постановщика получился слащавый спектакль.
МОСКВА
В 1931-1937 годах солист Большого театра (Москва).
В 1930 г. по рекомендации своего бывшего педагога В. Семенова подает заявку в Большой театр, где был принят солистом балета. В оперных и балетных спектаклях Муллеру поручается большое количество ответственных номеров: па де труа в «Лебедином озере», танец матросов в «Красном маке» Глиера, испанский танец в опере Бизе «Кармен», танец басков в балете «Пламя Парижа», роль Раздватриса в балете «Три толстяка», лезгинка в опере Рубинштейна «Демон», цыганский танец в опере Даргомыжского «Русалка», вариация друзей в балете «Тщетная предосторожность» и др.
Кроме работы в театре, талантливый артист часто выступал в концертах с О. Лепешинской, С. Мессерер, И. Тихомировой, Н. Канюс.
Одновременно работает в балетной студии качестве педагога классического и характерного танца. [5; 400 - 401]
СВЕРДЛОВСК
В 1941 - 1946 годах работал в Свердловском театре оперы и балета имени А. Луначарского.
Первый уральский балет «Каменный цветок» написан по мотивам сказов Павла Бажова «Каменный цветок» и «Горный мастер» был впервые показан 5 августа 1944 года на сцене Свердловского театра оперы и балета имени А.Луначарского в постановке балетмейстера Константина Александровича Муллера.
Уральские сказы Бажова вызвали большой интерес своей сказочно-философской глубиной у многих творческих людей.
После выхода в свет сказа «Малахитовая шкатулка», в 1939 году молодой композитор Александр Фридлендер задумал написать балет на сюжет уральских сказов Бажова. К идее воплощения средствами хореографии своих произведений Павел Бажов относился насторожено: «Отказываться от бале¬та я не имею права... Но можно ли серьезную тему рабочих сказов передать только движением, цветом и музыкой?» В статье «Новая страница в истории театра» Павел Петрович пишет: «Понятно, что для меня, принадлежавшего к группе отрицателей балета как вредного пережитка со времен старого барства, желание А. Фридлендера написать музыку «Каменного цветка» показалось по мень¬шей мере странным...Признавая себя побежденным, я хотел бы пожелать нашему театру и коллективу балета дальнейшего движения по пути оригинального искусства».
«Уральский рабочий», № 71, 3 марта 1943
«Конек – горбунок»
Спектакль в театре оперы и балета им. А.В. Луначарского.
…Последний акт – праздник народов России – темпераментно поставлен орденоносцем К. Муллером. Смело и свободно обращаясь с материалом всех балетных жанров, не нарушая красоты подлинно национального танца, он создал ряд изобретательных номеров. Ярче других - стремительная белорусская «Лявониха» и романтично-мечтательная украинская пляска…
Яркое впечатление оставляет сцена подводного царства, поставленная на специально написанную для этого балета музыку Асафьева. К. Муллер, эмоционально и поэтично исполнявший образ гения вод, показал себя сильным и ловким танцовщиком.
Кл. Вакс
«Уральский рабочий», № 188, 5 августа 1944 г.
«Каменный цветок» 5 августа 1944 г.
(К премьере в театре оперы и балета им. А.В. Луначарского)
В своей работе я стремился, прежде всего, к тому, чтобы насколько это возможно, зритель мог следить за ходом развития действия через танец, рассказывающего о сюжете, о драматической ситуации, о чувствах действующих лиц балета.
Областной смотр художественной самодеятельности во многом помог мне в этом отношении, - в ощущении простоты и выразительности народного уральского танца. Поняв и переработав эту выразительную простоту, я смог приступить к разрешению сложной задачи: органического включения в балет на уральскую тему приемов классического танца. Художественная трудность в разрешении этой задачи состояла в том, чтобы зритель не ощущал неловкости и ложности в классических пируэтах деревенской девушки Катерины или в традиционных балетных «поддержках» парня Данилы.
Нужно также через танец показать многогранность образа Медной Горы Хозяйки: то властной и сильной, то нежной и лирической, обольщающей Данилу, тот разгневанной и торжествующей над человеком, тот преклоняющейся перед силой его таланта. Она и манит его и смеется над ним. «Мудрует хозяйка», - как говорит о ней Данило в сказе П. Бажова.
Большинство массовых народных танцев разработано в форме хоровода. Но нередко в хоровод вплетается и сюжетный танец.
В 3-й картине, - в подземных чертогах Хозяйки, - даны танцы оживающих уральских камней. Особенность замысла этого дивертисмента заключается в том, что в движениях каждого танца мне хотелось передать впечатление, которое связывается у нас с образом того или иного камня.
Хочется, чтобы наши хореографические замыслы оказались полностью воплощенными в этом первом уральском балете.
Балетмейстер-постановщик орденоносец К. Муллер
МИНСК
«Лебединое озеро», 1938, 1948
Постановка «Лебединого озера» П. И. Чайковского была балетмейстерским дебютом К. Муллера. Воспитанник ленинградской школы, хороший классический танцовщик, К. Муллер имел уже в те годы опыт работы в Большом театре СССР и других крупных театрах страны.
В «Лебедином озере» Муллер сделал попытку по-своему передать содержание музыки П. Чайковского. Серьезно и глубоко почитав партитуру, он создал своеобразный, логически завершенный спектакль, в котором были сохранены лучшие хореографические сцены Л. Иванова и М. Петипа.
Балетмейстер К. Муллер обращает в эти годы еще более серьезное внимание на профессиональную подготовку артистов балета, особенно на овладение мастерством классического танца. [2; 16]
«Лебединое озеро» стало первым балетным спектаклем в новом здании театра оперы и балета, постройка которого была закончена в 1939 году. [1; 16]
«Тщетная предосторожность» 1938, 1959
Балет П. Гертеля «Тщетная предосторожность» в постановке К. Муллера продолжил пополнение репертуара произведениями, где главенствует классический танец. Этим решались не только творческие задачи балетной труппы, но и происходил процесс приобщения зрителя к достижениям русского и мирового балетного театра. [3; 166]
«Дон-Кихот» 1941, 1946
К. Муллер в постановке на белорусской сцене балета «Дон-Кихот» во многом повторил хореографический материал довоенного спектакля. Балет получился живым и увлекательным. Его ценностью было и то, что в нем максимально были использованы возможности труппы, а некоторые технические недостатки молодых исполнителей компенсировались их энтузиазмом. И хотя в печати давались положительные оценки балету, его сценическая жизнь не была долговечной, возможно поточу, что немногочисленная труппа не могла удерживать на надлежащем профессиональном уровне каждодневный репертуар и интенсивно работать над новым. [6; 306]
«Бахчисарайский фонтан» 1949
Драму человеческих страстей, конфликт различных мировоззрений, а не «восточную экзотику», не банальный «треугольник» увидел К. Муллер и в «Бахчисарайском фонтане», поставленном на сцене в 1949 году. Используя основные принципы первой постановки этого балета Р. Захаровым, К. Муллер создал содержательный, интересный спектакль. [3; 48]
Переставив заново балет, К. Муллер не стремился к «разрушению» хореографической концепции К. Голейзовского, но на его постановку оказали влияние художественные принципы совсем другой версии балета Р. Захарова. В результате белорусский спектакль потерял драматизм, напряженный эмоциональный тонус довоенного спектакля, что больше всего видно во втором акте, статичном, сделанном в стиле балетных «восточных» стереотипов, и частично в лиричных сценах третьего акта, недостаточно хореографично нюансированных. [6; 308]
«Князь-Озеро» 1949, 1958
На основе глубоко народной, мелодичной и эмоциональной музыки балетмейстер К. Муллер создал поэтический и задушевный спектакль. Постановщик спектакля сознательно стремился подчеркнуть в нем не замысловатость режиссуры, не изощренный хореографический язык, не виртуозное мастерство ведущих солистов, а простоту, ясность и поэтичность, которые так характерны для народного сказа, где за внешне бесхитростной даже наивной формой в большинстве случаев скрывается глубокий философский смысл. [2; 53]
Если в первом белорусском балете прежде всего отразился героический пафос творческих устремлений Ермолаева, то в «Князь-Озере» ведущими эмоциональными сферами были лирика и драматизм – основные черты балетмейстерского дарования Муллера. Лирические и драматические сцены были наиболее яркими и выразительными в спектакле, в них более полно и четко раскрывались авторская мысль. [1; 54]
В сценах сновидения в больших «русалочных» сценах впервые в практике е национального белорусского балета осуществляется попытка создать массовый с национальной окраской танец «на пальцах» (на пуантах), т. е. слить народный и классический танец не только в вариациях и адажио солистов, но и в танцах кордебалета. В тоже время балетмейстером Муллером продолжается работа над дальнейшим развитием метода слияния классики с национальным фольклором и в партиях главных героев балета. В «Князь-Озере» делается еще один шаг вперед по этому пути. Вся партия Надейки в спектакле поставлена для исполнения на пуантах.
В хореографической партитуре «Князь-Озера» развивались и другие принципиальные достижения белорусского балета. Ансамбль, дуэты, вариации не были простым следованием традиционной форме. Постановщик шел в них прежде всего от содержания, от смысла, от чувства. Поэтому в спектакле часто эти формы видоизменялись, сливаясь воедино или, наоборот, распадались на отдельные части. [2; 59 - 60]
В 1952 и 1958 годах Муллером были сделаны попытки переработать спектакль. Переделка «Князь-Озера» не улучшила спектакль, наоборот, она разрушила его поэтический строй, снизила силу его звучания. Изменения, внесенные постановщиком в драматургическую ткань балета с целью усилить его социальную направленность, оказались неоправданными, так как они привели к потере целостности спектакля.
Правда, в новом варианте балета были и ценные находки, особенно в области слияния классики и фольклора. Заслуживающей внимания была проба балетмейстера осуществить постановку народного танца «Юрочка» на пальцах. Отсюда идет прямой путь к решению народных танцев средствами классического танца в последующих национальных балетах: хоровода в «Подставной невесте», «Бульбы» в «Мечте» и т.п. [2; 63]
Вместе с работой над постановкой Муллеру пришлось и самому танцевать партию князя в этом спектакле. Созданный им образ жестокого самодура-князя надолго оставался в памяти зрителей. Талантливое исполнение К. Муллером образа князя в большей степени углубляло идейное значение спектакля. [5; 404]
Композитор В. Золотарев, балетмейстер К. Муллер, художник С. Николаев, исполнители А. Николаева и С. Дречин были удостоены в 1950 году Государственной премии.
«Соловей» 1950
В 1950 году балет «Соловей» М. Крошнера был представлен зрителям в новой постановке и ином хореографическом решении. Однако постановка «Соловья» в 1950 году показалась слабее довоенной премьеры. Если в первом случае чувствовались новаторские тенденции, новизна в решении народных танцев, оригинальность хореографического рисунка, то на сей раз многое было ординарным и обычным. [1; 156-157]
«Доктор Айболит» 1951
«Доктор Айболит» И. Морозова был поставлен по инициативе Л. Худалея, который в 1951 году стал главным дирижером Белорусского государственного театра оперы и балета. Этот балет, который с успехом ставили во многих театрах, закрывал пробел в репертуаре белорусского театра, который до этого времени еще не имел спектаклей, рассчитанных на детскую аудиторию. [6; 3377]
«Жизель» 1953
С именем К. Муллера связано и появление на белорусской сцене балетов зарубежной классики - «Жизели» А. Адана (1953) и «Тщетной предосторожности» П.А. Гертеля (1938 и 1959). Сохраняя, где это возможно, «академическую редакцию», тактично дополняя ее собственными сочинениями, балетмейстер познакомил белорусских зрителей с этими двумя ценнейшими произведениями мирового хореографического искусства. [5; 49]
«Спящая красавица» 1954; «Щелкунчик» 1956
Вдумчивость и профессиональной культурой отличались постановки балетов Чайковского, осуществленные на белорусской сцене К. Муллером. Исходя из возможностей труппы, постановщик создал красочные и музыкальные редакции «Лебединого озера» (1948), «Спящей красавицы» (1954), «Щелкунчика» (1956), сохранив в них лучшие сцены и танцы, сочиненные М. Петипа и Л. Ивановым. В этих спектаклях К. Муллер сумел избежать эклектичности, добиться целостности танцевальной партитуры, ее стилистического единства.
Во всех этих постановках главным для хореографа была не сказка, не феерия, а реальные чувства и действия людей. Одетта – Одиллия, Аврора, Маша – все это были живые человеческие характеры, воплощение которых открывало широкие возможности для проявления творческих индивидуальностей балерин. [3; 47-48]
«Подставная невеста» 1958
Новый для национальной хореографии жанр – лирико-комедийный – разрабатывался в балете белорусского композитора Г.Вагнера «Подставная невеста» (либретто Е. Романовича, постановка К. Муллера, дирижер Т. Коломийцева, художник В. Кульвановский). [2; 80]
Однако сценическое воплощение оказалось малоудачным. Балетмейстер не в меру увлекался дивертисментностью за счет создания индивидуальных портретов основных героев. [6; 204]
В 1960 - 1963 годах балетмейстер театров Казани, Донецка, Львова, Кишинёва.
КИШИНЕВ
«Последний бал» 1962
Определенное значение для дальнейших поисков новых современных тем и форм их воплощения имел и негативный опыт постановки К. Муллером балета «Последний бал» Ю. Бирюкова (либретто А. Аболимова), в основу которого были положены революционные события 1917 года.
Основным недостатком спектакля была его эклектичность, полнейшее смешение несовместимых стилей. Революционный народ, например, был показан натуралистическими бытовыми приемами, а вихри – условно-символическими. Моряки и рабочие были одеты в жизненно достоверные костюмы. Группируясь по нескольку человек, они обычным шагом передвигались по сцене. А между ними облаченные в красные туники летали в арабесках и вертелись на пальцах танцовщицы, изображавшие революционные вихри. Спектакль не спасли отдельные отлично поставленные танцы и вариации главных героев.
Э. Королева «Хореографическое искусство Молдавии»
Кишинев, «Картя Молдовеняскэ», 1970. – С. 88-89
В 1963 - 1971 годах главный балетмейстер Воронежского театра оперы и балета. Воспитал многих артистов балета.
Список литературы:
1. Смольский Б. С. Белорусский музыкальный театр. Мн.: Наука и техника, 1963
2. Чурко Ю.М. Белорусский балет. Мн.: Наука и техника, 1966
3. Чурко Ю.М. Белорусский балетный театр. Мн.: «Беларусь», 1983
4. Чурко Ю.М. Белорусский балет в лицах. Мн.: «Беларусь», 1988
5. Мастацтва совецкай Беларусі. Зборнік артыкулаў. Мн., 1955
6. Музычны тэатр Беларусі. 1917-1959. Мн.: «Беларусь», 1993